Томас Гоббс — философ XVII века, известный своими работами по теории государства и политической философии. Его труд под названием «Левиафан» концептуализирует государство как огромное мифическое существо, которое символизирует силу и власть. Рассказываем, почему Гоббс назвал государство именно так.
Томас Гоббс — один из крупнейших представителей европейской философии XVII века. Он известен своими работами в области политической философии, этики, права и гражданской общественности.
Его детство интересно тем, что он родился раньше срока — позже философ писал: «моя мать родила близнецов: меня и страх». Этот гоббсовский страх можно считать зачатком метафоры государства-левиафана, внушающего страх посредством войн и законов. К тому же, здесь нужно упомянуть и раздиравшие Европу в то время распри на почве религии: они оставили отпечаток на всех мыслителях 18 века. На его юность пришлись французские волнения, связанные с Генрихом IV, доносившиеся и до английских берегов. Поэтому неудивительно, что он пришёл к идее «войны всех против всех» и стал искать пути примирения эгоистичных людей — хотя бы теоретические.
Его труд «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», который для краткости называют просто «Левиафан», вышел в 1651 году. Это было после того, как Кромвель завершил свою кровавую революцию.
Естественный человек
Гоббс считал, что в своём естественном состоянии человек всегда руководствуется принципом «войны против всех». Это происходит, когда люди живут без какого-либо правительства и права. При таком раскладе каждый человек стремится к своей выгоде, без долгих обдумываний использует силовые методы для достижения своих целей. По Гоббсу, только создание государства может предотвратить хаос и насилие — оно сможет защитить людей от самих себя посредством законодательной власти.
Гоббсовская теория подразумевает, что люди добровольно отдают свою «естественную» власть и свободу государству в обмен на защиту и безопасность. Заключается общественный договор народа и власти.
Государство Гоббса
Основные принципы государства, по Гоббсу, включают абсолютную власть государства над своими гражданами, идею, что государство действует в интересах общества в целом, и соглашение между государством и народом, которое определяет права и обязанности каждой стороны.
При этом его аргументация сложнее, чем кажется на первый взгляд. Обычно подразумевается, что существуют условные граждане, которые заключают общественный договор с кем-то для собственного благополучия. Гоббс же предполагает, что граждане появляются именно в момент появления такого соглашения, когда они добровольно передают часть своей власти в руки суверена, ограничивая свои свободы.
Гоббс считал, что государство должно быть сильным и абсолютным. Это необходимо, чтобы предотвращать любые попытки восстания и сохранять социальную стабильность. Он утверждал, что государство имеет право на насилие, если оно необходимо, чтобы защитить граждан и сохранить порядок. ется как огромное мифическое существо, символизирующее силу и власть.
Почему «Левиафан»?
На титульном листе книги — сложный символический рисунок. Наверху идет надпись по-латыни «Нет на земле власти, которая бы сравнилась с ним». Это из библейской Книги Иова, и слова эти относятся как раз к морскому чудовищу — левиафану.
Во введении философ написал, что человек подражает Богу. Однако там, где Бог создал природу и ему подобных людей, человек создал государство-левиафана.
Библейский левиафан — гигантское морское чудовище, созданное Богом в качестве символа его могущества и силы. В книге Иова говорится: «Нет на земле подобного ему — создания, которому страх неведом». Страх неведом и гоббсовскому государству, которое невозможно победить руками тех, кто его создал. Левиафан как символ представляет собой мощный образ, который должен внушать гражданам страх перед властью. К тому же, левиафан — морское чудовище. Англия как раз была колониальной державой, господствовавшей над далекими морями и океанами. Неудивительно, что Гоббс выбрал левиафана для того, чтобы показать, каким он представляет суть английского государства.
Критика
Концепция государства-левиафана подвергалась сомнению другими философами, они называли её антигуманной и не одобряли акцент на силовые методы решения возникающих проблем. Одним из наиболее известных критиков Гоббса был Жан-Жак Руссо.
Руссо отвергал Гоббсовскую концепцию государства и считал, что единственным способом создания справедливого общества является включение граждан в процесс власти. Проще говоря, демократия. Он говорил, что такой общественный договор создаст более справедливое общество, чем монархическое государство, которое базируется на власти и силе.