Журнал «Правого Полушария Интроверта»

За что Юра Борисов получил номинацию на «Золотой глобус»

Юра Борисов Золотой Глобус
Автор: Анастасия Тузова, кинокритик (СПбГУ)
Юру Борисова называют «новым Петровым», но, кажется, он уже давно превзошел этот уровень популярности. В этом году фильм с Юрой получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах, вчера его номинировали на «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана и, возможно, номинируют на «Оскар».
Как Юра стал мировой звездой и заслужена ли его слава?
Время чтения: 6 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Новый Петров (в гриппе)

В российском кино всегда есть такой актер, который снимается везде. Если выходит какой-то высокобюджетный фильм, то в главной роли наверняка будет он. Когда-то этим им был Сергей Безруков, после него — Данила Козловский, потом — Александр Петров, а несколько лет назад на смену ему пришел Юра Борисов.
Сергей Безруков, Данила Козловский, Александр Петров, Юра Борисов
И пока что никто не возмущается тому, что в России, кроме Борисова, больше некому сниматься. Почему?
Пожалуй, главная причина в том, что Борисов все же снимается не «во всем» и далеко не всегда на первых ролях. Да, в его фильмографии есть мейнстримные блокбастеры, профинансированные Фондом Кино: «Т-34», «Вторжение», «Сто лет тому вперед» — но в них он появляется эпизодически или в роли злодея (кстати, во всех этих фильмах играет Петров). А в самом громком российском фильме этого года «Мастер и Маргарита» Юра и вовсе озвучил всего пару реплик кота Бегемота.
Мы постоянно видим его имя в анонсах крупных проектов, но не успеваем устать от его лица на афишах.
По словам Юры, «большинство фильмов — это неполучившиеся фильмы». Возможно, поэтому он не стремится к большим ролям — и это кажется грамотной стратегией. Ведь провалы крупных проектов особенно запоминаются зрителям. А главный актер, которого мы видели на всех постерах, неизбежно ассоциируется с этим провалом. Так произошло и с Петровым.
Юра говорил, что от востребованности в моменте нет большого толка: важнее то, что остается в истории. Поэтому он много работает в авторском кино, которое не собирает большие кассы, зато показывается на международных фестивалях: «Петровы в гриппе», «Герда», «Купе №6», «Капитан Волконогов бежал».

Русский гопник

Герои Юры совсем не похожи на тех, которых играют Козловский или Петров. Хотя Юра не стремится выбирать однотипные роли, по его работам уже можно заметить, что него есть определенное амплуа.
Приложение Правое Полушарие Интроверта
В XX в. театральный режиссер Всеволод Мейерхольд с коллегами разработал таблицу, в которой описано, какими данными должен обладать актер, чтобы играть в том или ином амплуа.
Например, есть амплуа героя 1-го и 2-го типа — по сути, это и есть главные герои большинства популярных фильмов. Герой 1-го типа должен быть выше среднего, с широкими плечами, выразительными руками, большими продолговатыми глазами (желательно светлыми) и сильным голосом. К герою 2-го типа требований меньше: допускается небольшой рост, более высокий голос.
Так, Козловский может играть героев 1-го типа, а Безруков и Петров — героев 2-го типа. Борисов тоже подходит под эти требования, но у него при этом более сложный типаж. Режиссеры чаще видят в нем злодеев/интриганов или неприкаянных: в списке его ролей — антагонисты, главари банд и просто гопники. А такие герои редко бывают главными.
Требования для амплуа героя 1-го и 2-го типа
Требования к злодею/интригану менее строгие, чем к герою, но Борисов соответствует одному из главных: способность играть глазами.
Игра Борисова вообще во многом отличается от того, что мы привыкли видеть в российском кино. С одной стороны, его метод основывается на распространенной у нас системе Станиславского, согласно которой актер должен испытывать то, что чувствует герой, чтобы достоверно его сыграть. Для роли в фильме «Хрусталь» Борисов даже пробовал запрещенные вещества, чтобы понять, как чувствует себя его герой-наркопотребитель (мы против запрещенных веществ).
В то же время подход Борисова ближе методу Ли Страсберга. Он тоже опирается на Станиславского, но для него особенно важен антитеатральный натурализм. У Борисова ты не увидишь заломанных рук, крика, патетических речей. Его игра естественна и минималистична, а внутренний конфликт проявляется через жесты, мимику, взгляд.

Фильмы на букву Б

«Брат», «Бригада», «Бумер» — типичный герой Борисова будто склеен из персонажей этих фильмов. А некоторые его проекты напрямую отсылают к 90-м и проблемам того времени: «Хрусталь», «Бык», «Мир! Дружба! Жвачка!». В фильме «Бык» Юра даже специально копирует интонации Сергея Бодрова.
Хрусталь, Мир! Дружба! Жвачка! Бык
Отчасти образ русского гопника объясняет и популярность Юры в России, и его мировой успех.
В России эстетика 90-х, очевидно, переживает Ренессанс: «Слово пацана», неошансон, жена бандита core. А иностранные зрители только сейчас знакомятся с «русским гопником», который становится переосмыслением «плохого русского».
Какими мы привыкли видеть русских героев в зарубежном кино? Обычно это жестокая мафия, злые коммунисты и жены олигархов в шубах. Вспомни хотя бы фильм «Красный воробей» о балерине, которая работает в разведке. Русского гопника тоже сложно назвать положительным героем, но он, несмотря на некоторую стереотипность, гораздо более живой, чем то, что показывали в иностранном кино раньше.
Еще в 2021 году фильм финского режиссера «Купе №6» получил Гран-при Каннского фестиваля. Юра Борисов сыграл в нем Леху, который будто становится для главной героини Лауры персонификацией всей России: сначала он кажется грубым и отталкивающим, как и чужая ей страна, но позже она видит, что он гораздо сложнее.
В «Аноре» Юра продолжает развивать этот образ — молчаливого пугающего мужчины с «глазами насильника», который оказывается глубже и человечнее других героев. Возможно, именно поэтому его роль привлекла столько внимания: потому что своей игрой он смог сделать довольно клишированного персонажа с минимумом реплик по-настоящему сложным и многогранным.
Всего 5 лет назад Сергей Бурунов смеялся над мечтой Александра Петрова получить «Оскар». А теперь Юра Борисов претендует на номинацию в премии и уже борется за «Золотой глобус». Так что он точно не очередной актер, который снимается во всем подряд.
Приложение Правое Полушарие Интроверта
КИНЕМАТОГРАФ