Евгений Водолазкин — один из самых известных современных русскоязычных писателей и, по мнению некоторых, «новый Достоевский». Почему этих авторов сравнивают и можно ли назвать Водолазкина современным классиком? Рассказываем в статье.
Время чтения: 5 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Религия
Водолазкин, как и Достоевский, — глубоко верующий писатель. Он занимается исследованием древнерусской литературы, которая почти целиком состоит из священных текстов и житий святых.
Интерес к религии проявляется и в его текстах.
Христианские мотивы в романе «Лавр» Водолазкина:
- образ подвижника
- аскетизм
- тема греха сладострастия
Христианские мотивы в романе «Братья Карамазовы» Достоевского:
- образ старца Зосимы
- монашество
- тема греха сладострастия
Масштаб героев
Водолазкин говорил:
«Достоевского интересует не столько история, сколько история души»
Действительно, оба писателя отличаются тем, какую внутреннюю трансформацию проходят их герои.
Современность
Оба автора мыслят себя в контексте современности, а не абстрагируются от нее. В своих произведениях они быстро реагируют на социальные изменения.
Евгений Водолазкин, «Сестра четырех»:
- коронавирус
Федор Достоевский, «Дневник писателя»:
- восточный вопрос, Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Юмор
Несмотря на серьезность содержания своих произведений, стиль у Достоевского и Водолазкина остается ироничным.
Вспомни Хроникера из «Бесов» Достоевского, который не чурался насмешек, описывая трагические события в губернском городе.
Или несуразный и намеренно упрощенный язык Николая Ивановича, от лица которого ведется повествование во второй части романа «Чагин» Водолазкина.
Сходства и параллели с Достоевским не говорят о том, что Водолазкин — вторичный писатель. Любой автор опирается на своих предшественников и современников — в том числе и сам Достоевский: он вдохновлялся Шекспиром, Гюго и Диккенсом.
Литература и культура вообще — это всегда диалог творцов, и ни один автор не может существовать изолированно.
Автор: Андрей Наседкин, филолог, литературовед (НИУ ВШЭ), член Группы Достоевского (ИРЛИ РАН)