Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему фильм «Космическая одиссея 2001 года» стал культовым?

В мире кинематографа существует немало шедевров, но лишь немногие из них становятся поистине культовыми. Один из таких фильмов — «Космическая одиссея 2001 года». Что же сделало его таким культовым? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Визуальное наполнение

«Космическая одиссея 2001 года» вышла в в 1968 году, в эру, когда специальные эффекты только начинали расцветать. Кубрик решил не идти по проторенному пути, а создать нечто невиданное, отказаться от типичных неправдоподобных изображений космоса в пользу более приближенных к реальности пространств и приборов.
«Космическая одиссея 2001 года» (1968), реж. С. Кубрик
Сцены кажутся настолько реалистичными, что создается ощущение присутствия на борту корабля. Неудивительно, ведь на этапе предпродакшена решили строить сложные модели космических аппаратов и локаций. Их размеры варьировались от полуметровых моделей спутников и до модели космического корабля Discovery One длиной 17 метров.
Кубрик не мог полететь в космос ради съемок. Поэтому реалистичное изображение астронавтов, плавающих невесомо в космосе и внутри космического корабля, достигнуто другим путем. Актеров подвешивали на тросы, которые крепились к верхней части съемочной установки, и а камеры размещали под ними. Так в объектив не попадали провода и тросы, и казалось, что действие действительно проходит в невесомости.
«Космическая одиссея 2001 года» (1968), реж. С. Кубрик

Философия

Кубрик хотел снять фильм об «отношениях человека со вселенной». Ему это удалось: «Космическая одиссея 2001 года» не только завораживает визуально, но и заставляет задуматься над сложными философскими вопросами. Фильм повествует об эволюции человечества, взаимодействиях между технологиями и людьми, об искусственном интеллекте и возможности внеземной жизни. Сошедшая с ума программа, отвечающая за все системы корабля — вполне понятный страх современного человека, который Кубрик предсказал полвека назад.
Загадочный монолит становится символом неизведанного, а затем — метафорой Бога. Или инопланетного присутствия? Сколько этапов перерождения проходит герой перед возвращением домой? Об этом судит уже зритель, потому что у каждого после просмотра фильма появляются собственные вопросы к режиссеру.

Звуки и музыка

Звуковой дизайн воссоздает атмосферу космоса, погружая зрителя в атмосферу невесомости и тишины пространства. Удивительно, но первая фраза произносится лишь на 26-й минуте полуторачасового фильма. Музыкальная составляющая, особенно использование классических произведений, хорошо дополняет фильм.
Символично использование симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». Впервые ее ноты слышны в начале фильма, при рассказе о Солнце, Земле и Луне. Впоследствии она звучит, когда обезьяна впервые учится использовать инструмент, и когда Боумен превращается в Звездного ребенка в конце фильма. Таким образом, мелодия выступает в качестве мотива, означающего эволюционные преобразования, сначала от обезьяны к человеку, затем от простого человека к человеку Звездному.
КИНЕМАТОГРАФ