Становление идей философии Людвига Андреаса Фейербаха происходило на первых порах развития материализма. Он критиковал идеализм и провозглашал чувственность как лучший способ познания. А в чем смысл философии Фейербаха? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Философ-атеист
Людвиг Андреас Фейербах придерживался мнения, что чувственность — единственный источник истинного знания. В философии он выделяет три понятия: разум, воля и сердце. Причем мыслитель считает их единой системой. Фейербах был атеистом, он пытался освободиться от влияния церкви на философию. При этом он не утверждает, что религию нужно убрать как предрассудок. Наоборот, по мнению философа, религию нужно проанализировать на предмет значимого содержания. Она хранит истину, но только в искаженном виде. С одной стороны, религия — это зло, с другой стороны, — ценность. Фейербах говорит, что это необходимый этап становления человечества. Однако люди, веря в Бога и наделяя его положительными качествами, снижают требования к себе и не самосовершенствуются. Бог, по мнению, общества, идеальный человек. А так как идеальным на стать, у людей теряется смысл в работе над собой.
Антропологический смысл в религии
Фейербах считает, что человек создает Бога, поскольку боится. Люди понимают, что миру до них нет дела, они безличные. Именно поэтому человек сам творит такое лицо и наделяет его положительной характеристикой. Философ верит, что в будущем люди будут сильнее, они осознают страх, и надобность в Боге отпадет. В работе «Сущность христианства» Фейербах рассматривает христианскую теологию с точки зрения антропологии. Мыслитель рассуждает, какой смысл учения о Троице. Образ Отца философ связывает с наличием у человека разума. Выражение «Бог есть разум» означает, что людям присущ разум, они могут выйти за рамки своей ограниченности. Также Фейербах исследует фразу «Бог есть сердце». Антропологический смысл этого выражения заключается в том, что любовь — божественна. Человеку свойственно дарить себя другим. В Христе, по мнению философа, есть не только мужская, но и женская природа. Самое высокое отношение мужчины к женщине — отношение к матери. Это отсылка к образу Божьей Матери.
Бог — продукт человеческого сознания
Фейербах говорит, что мы не можем утверждать, что Бог есть или его нет. Но необходимо на место любви к Богу поставить любовь к человеку и на место веры в Бога веру в свои силы. Идеи философии Фейербаха основаны на том, что человек — это единство материального и духовного. И главный интерес философов — личность. Других реальностей, помимо человека и природы, нет. Идея, по мнению мыслителя, не появляется сама по себе. Это продукт, который получен нашим сознанием. Именно поэтому и Бог — продукт человеческого сознания.
Фейербах считает христианство лучшей религией, так как в ней Бог человечней. Это значит, что люди также приближаются к пониманию этой сущности. Однако, по мнению философа, христианство изживет себя, и появится «религия человека».