Как в городах, на сотни лет погребённых под пеплом после извержения вулкана, сохранились картины? Какую жизнь изображали художники начала этого века? Ответы на какие вопросы можно найти на вилле Мистерий? Узнайте в этой статье.
Ирония судьбы
Помпейские фрески — совершенно отдельное и уникальное явление в области искусства. Когда говорят «помпейская живопись», подразумевают также росписи, найденные в Геркулануме, Стабиях, Оплонтисе, Боскореале, т. е. во всех городах, разделивших судьбу Помпей и погибших при извержении Везувия в 79 году нашей эры.
От древнегреческой живописи до наших дней дошло совсем немногое, и эту потерю частично восполняют росписи, отлично сохранившиеся под слоем вулканического пепла. Многие из них являются копиями или вольными репликами прославленных шедевров греческой живописи. Поэтому росписи стен и мозаики, найденные в Помпеях и Геркулануме, интересны как произведения не только римского, но и греческого искусства.
Парадокс, но если бы Помпеи и Геркуланум не были погребены под слоем пепла, оказавшимся природным консервантом, безжалостное время не пощадило бы ни фресок, ни домов, ни улиц. Если сравнивать с другими поселениями древней Италии, эти города волей судьбы оказались более изолированными от внешней среды, защищёнными от позднейших перестроек и разрушений. Извержение, погубившее всё живое, сохранило на века постройки в прежнем облике и принесло им всемирную славу.
Погребённые города на много веков были забыты людьми. Раскопки Помпей начались в 1748 году. За десять лет до этого археологи приступили к раскопкам расположенного неподалёку Геркуланума. Раскопки то велись, то прерывались во время череды войн и политических потрясений, но приносили всё новые и новые открытия, которые оказали очень серьёзное влияние не только на изучение античного мира, но и на всю европейскую культуру.
Начните зарабатывать на хобби, анализируя искусство, на нашем курсе «Искусствовед».
Искуство в античном интерьере
В середине IV века до н. э. началось завоевание Италии Римом. В результате трёх Самнитских войн (343—290 гг. до н. э.) римляне подчинили себе всю Среднюю Италию, включая Кампанию, с которой был заключён союз. Помпеи наряду с другими кампанскими городами стали частью Римско-италийской конфедерации.
Присоединение к Риму дало толчок развитию региона. Кампания стала излюбленным местом отдыха римской элиты, бежавшей сюда от шума столичной жизни. Цицерон, например, владел семью виллами, одна из которых найдена в окрестностях Помпей.
Изначально небольшая колония Помпеи постепенно развивалась, и в I веке до нашей эры превратилась в благоустроенный культурный центр. Население Помпей увеличилось, сооружались частные здания, общественные заведения, мостились улицы, появился амфитеатр.
Дома были богато украшены мраморными статуями, фресками и мозаиками с изображениями античных богов, мифических героев, а также со сценами из жизни горожан, натюрмортами и портретами. Настенная живопись широко использовалась во всех постройках.
Но зачем вообще было расписывать все помещения, даже второстепенные? Если мы пройдёмся по улицам Помпей и Геркуланума, то увидим, что все постройки имеют очень малое количество окон. Вероятно, поэтому фрески на внутренних стенах помещений играли такую важную роль, создавая иллюзию простора и света.
К тому же, красочные росписи стен заметно оживляли интерьер. Богатые заказчики стремились поразить соседей и гостей роскошью своих домов. Они требовали ярких красок и потрясающих сюжетов. Такие требования давали волю безудержной фантазии и свободе творчества художников.
Для декорирования использовались специальные альбомы образцов, среди которых заказчик мог выбрать понравившееся произведение искусства. Качество работы зависело от художника — одни фрески написаны на высочайшем уровне, другие сделаны весьма посредственно. Тип картин и использованные материалы для росписи указывали на социальный статус семьи.
Как они это делали?
Одна из загадок помпейских фресок — их удивительная сохранность. Очищенные от каменного покрова через два тысячелетия, росписи засияли в своей первозданной красоте, как будто их закончили только вчера. Конечно, пепел «законсервировал» работы на века. Но всё равно спустя тысячелетия краски сохранили своё сияние!
Какой же секрет знали те древние живописцы, достигавшие такой светозарности и прочности красок? Считается, что местные мастера использовали особую технику. В основном, сведения о технике кампанской живописи исследователи черпают в трудах Плиния Старшего и Витрувия. Очевидно, художники комбинировали известные в те времена живописные техники — энкаустику и темперу, то есть краски, разведённые с помощью воска и яиц. Поверхность стены тщательно подготавливалась: на неё наносили несколько слоёв штукатурки. Их количество могло варьироваться: чем богаче был дом, тем больше было слоёв. В последний слой добавляли толчёный мрамор или алебастр, придавая стенам прочность и блеск. После росписи живопись дополнительно полировалась, поверхность стены покрывали защитным слоем прозрачного воска.
Традиция украшать стены дома росписями была перенята римлянами от греков. Но цветовая палитра кампанских живописцев гораздо богаче греческих. Например, в росписях Помпей и Геркуланума мы видим так называемый помпейский красный, который в своё время покорил европейцев и вошёл в моду и в интерьеры Старого Света.
Любопытно, что совсем недавно исследователи из итальянского Национального оптического института (Istituto nazionale di Ottica) предложили полностью переосмыслить цветовую палитру помпейской живописи. Согласно исследованию, проведённому в университете Сапиенца в Риме, широкие полосы ярко-красного «помпейского» цвета на фресках в этом городе на самом деле были жёлтыми, а в красные их превратил жар Везувия при извержении в 79 г. н. э.
Надо сказать, что некоторые учёные с недоверием восприняли эти заявления и не поспешили признать «помпейский красный» мифическим. Известно, что настоящую ярко-красную краску получали из киновари (сульфида ртути) и сурика (оксид свинца), и она была крайне дорогой и ценной. Отнюдь не все владельцы домов могли позволить себе такую роскошь, так что у многих стены были покрашены охрой. Сейчас даже экспертам трудно различить в Помпеях красные цвета: где подлинная дорогая красная краска, а где дешёвый вариант или тот цвет, который возможно получился в результате извержения.
Несмотря на многолетние кропотливые изыскания и исследования, секреты техники помпейских живописцев до сих пор остаются не до конца разгаданными.
Между пейзажем и натюрмортом: стили помпейской живописи
Временные рамки, в которые укладываются дошедшие до нас живописные произведения, не превышают 3-х веков. За это время манера живописи заметно менялась. Обычно говорят о четырёх «стилях» (точнее, приёмах декорирования домов), выделенных немецким археологом и историком искусства Августом Мау (1840–1909 гг.):
- Инкрустационный (150 — 80 г. до н. э.)
- Архитектурный (80 г. до н. э.-14 г. н. э.)
- Орнаментальный (с 14 г. н. э.)
- Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 г. н. э.).
В первом стиле, который называют инкрустационным, с помощью краски и штукатурки на стене создавалась иллюзия каменной кладки, словно стены облицованы мрамором или яшмой. Ярким примером инкрустационного стиля является роспись в доме Саллюстия (Casa di Sallustio) в Помпеях. Для декорирования мастер использовал тёмно-красный, темно-зелёный, чёрный и жёлтый цвета. Жёлтый — для крупных архитектурных блоков, а синий и зелёный — для деталей. Выглядит эта имитация очень изысканно и благородно. Этот стиль неожиданно вызывает ассоциации с цветовыми блоками в творчестве Марка Ротко.
Как только художники осознали возможность создания визуальной иллюзии, в живописи произошли кардинальные изменения. К началу I века до н. э. постепенно усложняются декорации, добавляются новые детали. Уже в те времена художники старались передать перспективу домов, улиц, показать глубину пространства. Именно во втором стиле начинают использовать «обман зрения» (тромплей). Фантазия художника могла превратить пейзаж в «продолжение» сада или представить его за нарисованным окном. Впоследствии композицию стали дополнять фигурами людей, сценами на фоне пейзажа. Мода на этот стиль продержалась почти век.
Третий стиль — «орнаментальный» или «канделябрный» (первая половина I века нашей эры) — утрачивает перспективу своего предшественника, но зато становится более воздушным. В нём часто используются утончённые орнаменты с элементами в виде подсвечников и канделябров (отсюда название стиля), длинные гирлянды и ленты становятся излюбленным украшением. Иногда всю композицию дополняет миниатюрная картина в центре стены.
Четвёртый стиль помпейской настенной живописи объединяет в себе достижения своих предшественников. Его отличают фантастические композиции, динамичность и обилие фигур. Типичные мифологические сюжеты на фресках изображались на фоне ирреальных строений и пейзажей. Особенно высокого мастерства достигают росписи дома Веттиев в Помпеях. Домом владели не знатные люди, а два бывших раба, которые, разбогатев, купили старинный особняк и заказали художникам расписать его. Стоит отметить, в частности, прекрасные фризы с изображением амуров, занятых различными ремёслами: летящие фигурки, написанные на тёмно-красном фоне быстрыми широкими мазками, чрезвычайно декоративны и создают эффект театральных декораций.
Удивительно, что римские живописцы за сравнительно небольшой отрезок времени не только овладели приёмами передачи пространственной перспективы, светотеневых эффектов, динамики движений. Им уже были известны все возможные жанры живописи: исторические и мифологические картины, бытовые сцены и аллегории, портрет, пейзажи и натюрморты. Блестящее мастерство кампанских живописцев особенно проявились в натюрмортах. Художники умели передать переливающуюся серебром чешую рыб, прозрачность стекла, сочность спелых плодов. Как пример — натюрморт на фрагменте фрески середины I в. н. э., найденной в Геркулануме. Поразительно, с каким мастерством античный художник сумел изобразить ветку с фруктами и стеклянную вазу с водой: он так искусно изобразил на ней блики света, что стекло кажется тонким и прозрачным.
Стили росписей могли сосуществовать, некоторые их элементы и вовсе перетекали из одного в другой с течением времени. Многие помпейские дома эклектичны — как если бы у нас в доме сохранились ностальгические элементы из 60-х годов прошлого века.
Вилла Мистерий и другие тайны погребённых городов
Самым лучшим образцом помпейской живописи являются фрески виллы Мистерий. Это шестьдесят роскошных, хорошо сохранившихся комнат, среди которых особенно выделяют Зал дионисийских мистерий (около 70 года до н. э.).
Как предполагают исследователи, на стенах зала показан ритуал посвящения в таинства дионисийских мистерий. Дионисийский культ, распространённый в Кампании и Этрурии, был запрещён в Риме специальным указом сената. Роспись, по-видимому, была заказана хозяйкой дома, поклонницей, а, может быть, и жрицей Диониса. Возможно, около двери в спальню изображён её портрет. На росписях стен зала насчитывается двадцать пять персонажей. Необычно, что фигуры расположены так близко друг к другу, почти в реальном масштабе. Объединённые единой композицией, они создают в помещении явственный эффект присутствия.
Действие развивается на фоне красных стен, расписанных киноварью. Насыщенный «помпейский» красный подчёркивает торжественность момента. В росписи мы также видим различные оттенки зелёного — от ярко-изумрудного до тускло-оливкового — а также лиловый цвет. Пространство разбито на части пилястрами резкого чёрного цвета. Угловые фигуры связывают рисунки противоположных стен, тем самым создавая ощущение непрерывности времени и пространства.
Фигуры исполняют загадочный ритуал. Изображения очень достоверны. Художник постарался выписать фигуры, одежду, лица героев с натуралистической точностью. Мы видим здесь психологизм, эмоции, индивидуальность. Больше всех поражает фигура в плаще. На лице у женщины удивление и испуг, она чем-то потрясена. Её фигура обращена влево, но взгляд направлен вправо. Художник использует этот приём, чтобы объединить композицию. Может быть, её испуг — реакция на маску в руке персонажа на соседней стене? Верхняя часть её тела красиво обрамлена плащом, развивающимся словно парус на ветру. Мастер искусно пользуется светотенью для создания иллюзии пространства позади этой фигуры.
Другие участники дионисийского таинства прорисованы не менее выразительно. Вот мы видим крылатую богиню с кнутом: она движется нам навстречу, но смотрит влево, и наш взгляд следит за плетью её кнута на следующую сцену. Там коленопреклонённая жертва, рядом с ней — обнажённая вакханка кружится в вихре танца с кастаньетами в руках, жёлтая накидка отлетает дугой от её изящного тела, усиливая впечатление вращения.
Было множество споров о смысле росписей виллы Мистерий. Эти картины полны загадок, которые ещё не удалось расшифровать. Погребённые античные города до сих пор преподносят много сюрпризов. Великолепные фрески своей искусностью и блеском восхищают ценителей живописи и озадачивают учёных. А скептики и вовсе не верят в их подлинную древность.
По меркам империи, Помпеи были глубокой провинцией, тем более удивителен высокий уровень распространённого здесь художественного искусства, которое по силе, мастерству и новаторству часто равняют с эпохой Возрождения. Более того, выдвигается версия о том, что Помпеи погибли при извержении Везувия не в 79, а гораздо позже, в 1630 году, то есть помпейские росписи – и есть творчество эпохи Возрождения!
Эта статья написана Еленой Ролько, студенткой нашего профессионального курса «Искусствовед».