Она любит машины, пьет пиво и никогда не «делает мозг» — в статье рассказываем, кто такая крутая девчонка в кино и почему в реальности ее не существует.
Название тропу дала Гиллиан Флинн в своем бестселлере 2012 года «Исчезнувшая». Его главная героиня Эми произносит монолог о «крутой девчонке» и о том, насколько сама она устала ей притворяться. А в фильме-экранизации Дэвида Финчера он звучит на фоне сцен, в которых Эми организует собственное исчезновение.
Вдохновение для своего романа Флинн нашла в ромкоме 1998 года «Все без ума от Мэри». Его главная героиня красива, умна, обожает гамбургеры и гольф.
Флинн говорит о том, что подумала: «Ух ты, вот это крутая девчонка!». А потом поняла: «А, точно. Ее же придумали мужчины». Суть фильма как раз заключается в том, что Мэри благодаря своему характеру и внешности влюбляет в себя каждого встречного. И это вполне логично, если учесть, что эта женщина — набор мужских фантазий.
Какие у него черты
Если посмотришь на крутых девчонок на экране и на знаменитостей, которые часто играют эту роль для публики, заметишь, что у них есть общие черты.
Она одна из парней. Крутая девчонка отражает интересы главного героя-мужчины: что бы ему не нравилось, ей это понравится тоже. Она веселая, развязная и раскованная. При этом выглядит всегда безупречно. А еще крутые девчонки никогда не сердятся на парня, не спорят с ним, да и вообще не имеют своего мнения. Но главное в том, что крутые девчонки — миф, созданный сценаристами и режиссерами.
В чем проблема тропа?
Книга Гиллиан Флинн — исследование токсичных последствий того, что женщины часто чувствуют себя обязанными казаться «крутыми». При этом они должны не только выглядеть так, как хотят парни, но и внутри быть такими, какими они хотят ее видеть. Для этого им приходится подавлять собственное «я».
По сути, «крутая девчонка» — яркий пример мужского взгляда. Она не показывает, что у женщин могут быть разные интересы и увлечения, в том числе машины и спорт. А создает образ, к которому женщины якобы должны стремиться, но которого невозможно достигнуть. К тому же, крутая девчонка должна быть привлекательна. Иначе к героине относятся как к объекту шуток. Как в случае с Грейси из «Мисс Конгениальность»: только когда она надевает платье и красится, ее якобы мужские черты воспринимаются как что-то очаровательное. Кроме того, в кино крутая девчонка часто используется для того, чтобы уязвить более строгих, классически женственных или заботливых персонажей.