Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему Константинополь был так важен?

Константинополь в Средние века считался величайшим городом Европы и Ближнего востока. Город, специально построенный, чтобы стать второй столицей Римской империи, стал местом расцвета науки и культуры. Константинополь имел значение не только для Византии, на него было направлено внимание западноевропейских, азиатских и русских правителей. Почему же этот город добился такой славы и какую роль он сыграл в истории Руси?
Время чтения: 5 минут.

Основание Константинополя

Римский император Константин I считал необходимым создать второй центр государственной власти. Он хотел уравновесить политическую нестабильность Рима этим новым центром власти, из которого было бы легче управлять восточными провинциями. Для осуществления плана Константин выбрал город Византий на Босфоре. Город был опустошен после многочисленных набегов и столкновений, однако удобное положение между Европой и Азией и наличие выхода к морю открывали большие перспективы для торговли.
В 324 году начинается строительство столицы Восточной Римской империи. Город планировали назвать Новым Римом, но прижилось другое наименование — Константинополь, «Город Константина». К работе по возведению и благоустройству города привлекли лучших специалистов со всей империи: архитекторов, художников, каменщиков. Чтобы стимулировать переезд населения в Константинополь, вводили различные поощрения и даже штрафы: все переселенцы получали хворост, вино, зерно и масло, а рабочих освобождали от налогов. Чиновников же, напротив, обязали покупать недвижимость в новом городе: без этого они не могли завещать нажитое детям, все их владения и золото переходили бы в государственную казну. Благодаря этим мерам город быстро рос и стал центром деловой и культурной жизни на следующую тысячу лет.

Русь и Константинополь

На Руси византийскую столицу именовали Царьградом. Для воинственных славянских князей город был лакомой добычей. В 860 году русы высадились у стен Константинополя и разграбили его окрестности. Нападение было полной неожиданностью для византийцев: почти вся армия во главе с императором ушла в поход в Малую Азию. Славяне не стали втягиваться в длительную осаду города и отплыли, захватив богатую добычу. Эта атака заставила Византию признать Русь серьёзным игроком на политической арене.
Наладить дипломатические связи между Русью и Византией помогло общее культурное пространство. Поэтому уже в 860-х годах патриарх Фотий отправляет в Киев священников, которые крестили князей Аскольда и Дира и часть их подданных. Это событие называют Первым крещением Руси.
Взаимоотношения византийцев и славян еще не раз серьёзно обострялись. Как правило, киевские князья предпринимали военные походы для демонстрации силы и заключения выгодных договоров с Константинополем. После похода князя Олега подписывается мирный договор 911 года. Документ давал налоговые льготы для русских купцов, предоставлял им право бесплатного проживания в Константинополе. В обмен на торговые выгоды славяне обещали вести себя мирно.
Несмотря на взаимовыгодные условия мирного договора, князь Игорь в 944 году всё же попытался захватить Царьград. Русская армия потерпела поражение, а новый договор с византийцами исключал льготы для купцов. Руси также пришлось официально отказаться от любых претензий на владения Византии и пообещать военную помощь.

Христианство на Руси

Киевская Русь в X веке была языческим государством. Русские правители знали о христианстве, некоторые сами принимали его, но не делали государственной религией. Для духовной и светской власти в Константинополе крещение языческих народов было важным дипломатическим инструментом. Выгоды Руси от принятия христианства заключались в повышении культурного уровня, вхождении в состав развитой европейской цивилизации. Крещёные киевские князья становились в один ряд с правителями Восточной Римской империи, поэтому в 988 году киевский князь Владимир Святославич установил христианство как государственную религию.
Значение и влияние Константинополя возросло: теперь там располагалась высшая церковная власть, признанная на Руси. Византийский патриарх назначал митрополитов, управляющих духовной жизнью в Киеве. Однако были эпизоды, когда русское духовенство само выбирало главу киевской церкви, например в начале 1050-х годов. Этот эпизод был связан с временным ухудшением отношений с Царьградом из-за неудачного набега русских на столицу Византии в 1043 году.
Возобновление союза двух государств закрепилось династическим браком князя Всеволода Ярославича с греческой царевной. После этих событий константинопольские митрополиты вновь становятся во главе русской церкви. Положение иностранных православных иерархов в киевской политике было очень выгодным: княжеские междоусобицы, как правило, не затрагивали независимых от светской власти митрополитов.
Духовный авторитет византийских патриархов на Руси признавали вплоть до XVI века. Несмотря на теорию о духовном упадке Константинополя, Русское государство признаёт преемственность от Византии, называя Москву Третьим Римом. В 1589 году константинопольский патриарх Иеремия II подтвердил автокефалию, то есть независимость русской церкви.

Культурный обмен с Константинополем

Процесс христианизации Руси связан также с созданием славянской письменности и появлением большого количества переводных текстов. Принятая на Руси кириллица была основана на греческом письме с добавлением ряда знаков. Благодаря культурному обмену с Константинополем русский язык обогатился более чем тысячей греческих слов. Заимствования были не только в области церковной лексики, но и военной, политической и бытовой.
Огромное влияние на облик Руси оказали архитектурная и иконописная традиции Константинополя. Первый киевский храм был построен по греческому образцу, украшен мрамором и мозаикой. Для росписи церквей на Русь приглашали византийских художников. Константинопольские мастера украшали Софийский собор, Киево-Печерский монастырь и даже храмы Пскова и Великого Новгорода.

Значение контакта

Византия играла важную роль в русской истории со времён первых контактов со славянскими княжествами. Величественный Царьград, самый развитый город раннего Средневековья, притягивал русских правителей.
Если поначалу Константинополь был желанной добычей для воинственных князей, позже они смогли по достоинству оценить выгоды от приобщения к греческой цивилизации. Константинополь стал ориентиром в плане религии, науки, образования. Развитие в орбите византийской культуры сделало русское государство ещё одним очагом европейской духовной жизни.
2023-07-12 15:40 ИСТОРИЯ