Шесть книг «Хроники Дюны» рассказывают о цивилизации, которая отказалась от роботов и компьютеров. А еще там есть огромные черви, сверхъественные способности и элементы восточной философии. Давайте разбираться в фильме «Дюна».
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Арабская философия и переселение душ
Мир «Дюны» вдохновила ближневосточная культура, языки и мыслители. Ибн Сина и Ибн Рушд — яркие представители древнеарабской философии и любители Аристотеля. Магия латинизации дала им новые имена: Авиценна и Аверроэс. Аверроэс много писал про монопсихизм. Это учение об индивидуальных душах и общем для всех людей разуме, который присутствует в каждом человеке. Такое разделение логично ложится на связь поколений и генетическую память, с которой работали Бене Гессерит. Это тайное сообщество, сестринство, задачами которого были тренировки тела и разума.
Сны во Вселенной «Дюны» имеют большое значение. Главный герой Пол смотрел во сне на будущую наложницу Чани. Тематика вещих сновидений перекочевала в «Дюну» из идей Авиценн. Он находил все психические процессы, включая провидение, природными.
Пол Атрейдес — Демон Лапласа
В XIX веке французский математик Пьер-Симон Лаплас поставил мысленный эксперимент, который назвали «Демоном Лапласа». Ученый разбирался, возможно ли предвидение в концепции Авиценна. Он решил, что если бы было некое существо, которое могло бы видеть прошлое, то оно могло бы видеть и будущее. Вот и в «Дюне» есть такой Демон Лапласа. Джессика решила вместо дочери, как просило сестринство, родить возлюбленному сына. Этот мальчик увидел все прошлое с помощью генетической связи, а значит, мог видеть и будущее.
Принимал ли Пол, который видел прошлое и будущее, свободные решения? По диалектической логике предопределение абсолютно, а свобода воли относительна. Пол принимает свободные решения в рамках того пути, который увидел. У Пола есть сын — Лето II, который слился с песчаной форелью. Он узрел золотой путь — лучший путь развития человечества, где все выживут. Именно поэтому Лето II стал жестоким и деспотичным богом и императором. Он принял решение за других ради выживания.
Проблема человечности
Один из центральных вопросов Вселенной «Дюны» — что есть человек и кто достоин им зваться? Лето II — человек или нет? Он принимает человеческие решения, но его форма и способности уже другие. Философия задается вопросом, что определяет людей. «Дюна» же не дает прямых ответов.
К чему же пришло общество в «Дюне»? Люди победили в войне против искусственного интеллекта и запретили любые сложные технологии. После этого общество сделало и шаг вперед, и шаг назад. Сохранились элементы капитализма: деньги, торговля, эксплуатация человека человеком. При этом форма общественного устройства вернулась к феодальной. Философы разделились во мнении по поводу исторического развития. Для одних это только прогресс, для других цикл, а для третьих многолинейное развитие.
А в «Дюне» получается кривая Гаусса: дошли до вершины с развитием технологий, а потом откатились назад до феодального устройства. Зато человеческий разум шагнул вперед. В мире, где технологий не осталось, приходится надеяться только на разум. Некоторые люди могли превращаться в суперкомпьютеры, просчитывать космические путешествия и управлять перелетами. Но для этого им пришлось подсесть на пряность.
Темная экология
Как же появился мир «Дюны»? На цветущий и живой Арракис когда-то завезли инвазивный вид. Песчаная форель преобразовала всю экосистему под себя и подсадила человечество на пряность. Но пришел Пол и начал исправлять экологическую ситуацию. Потом его сын завершил дело, и люди увидели зеленую планету. Но правитель умер, форель от него отпочковалась и снова все испортила. Это вполне себе экософия, зачем люди вмешались в природу с песчаной форелью? Когда планета превратилась в дюны, имели ли люди право все вернуть назад? Это вопрос соотношения человека и природы. Гуманисты эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и Никколо Макиавелли сказали бы, что человек — венец природы, ему лучше знать. По мнению же современного философа Тимоти Мортон, человечество уже совершило необратимые действия. Теперь надо оценить, как на самом деле работает природа, и как люди с ней связаны.