До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Основные приемы нуара

Нуар — один из наиболее узнаваемых и уникальных жанров в кинематографе. Несмотря на то, что этот жанр возник в США в 40-х годах, он быстро завоевал сердца зрителей по всему миру. В этой статье мы рассмотрим основные приёмы жанра нуар, которые определяют его уникальный стиль.
Время чтения: 4 минуты.

О жанре

Нуар, или «чёрный фильм», появился в 1940-х годах в США и быстро набрал популярность во всем мире. В послевоенный период искусство, в том числе и кинематограф, стремилось обработать и переварить произошедшие трагедии. К тому же, начиналась эпоха холодной войны, которая породила всеобщее недоверие и разобщённость.
На этом фоне нуар, с его мрачными историями, эстетизацией антигероев и особенной атмосферой, стал ответом некоторых режиссёров на эволюционировавшие запросы зрителей. Новые герои — частные детективы, преступники, писатели — оказываются вовлечены в преступные схемы или расследования убийств. У них есть собственный моральный код, но при этом их мотивы сложно назвать бескорыстными: часто они стремятся завоевать расположение возлюбленной, а не решить дело, чтобы преступник не остался на свободе и не угрожал окружающим.
«Двойная страховка» (1944), реж. Б. Уайлдер
Хотя жанр родился в Америке, он быстро стал популярен и дошёл до других стран. Так, именно французские кинокритики дали ему закрепившееся название — «film noir». Французский нуар отличается от голливудского, который в конце концов скатился в конвейерную штамповку фильмов в схожей эстетике. Европейский же нуар остался жанровым кино, акцентированным на психологическую составляющую и выверяющим каждый кадр.

Визуальный стиль

Самой запоминающейся особенностью нуара является визуальный стиль. Жанр активно использует контраст света и теней для создания таинственной атмосферы и расстановки необходимых акцентов. Например, когда свет направляют на лицо актера с определенной стороны, появляются глубокие тени, которые придают ему загадочный и мистический вид. Это подчёркивает моральную неоднозначность протагониста, его готовность совершать неприемлемые для простого человека поступки ради того, чтобы добраться до истины.
Персонаж может практически полностью растворяться в тенях, что символизирует его родство с окружающим миром криминальных драм и интриг. Темнота сама по себе тоже держит зрителя в напряжении, он начинает всматриваться в затемнённые части экрана в поисках преступника, который сейчас настигнет детектива.

Выстраивание кадров

Нуарные фильмы любят использовать нестандартные кадры. Голландский угол позволяет показать отчуждение героя, его нетипичность по отношению к окружающим. Персонажей нередко снимают с непривычной, слишком высокой или чрезвычайно низкой точки съёмки. Это привносит элементы напряжения и разбавляет привычный по другим киножарнам ритм повествования.
Операторы этого жанра любят использовать сложные отражения в зеркалах, выискивать кадры со сложными вертикальными и горизонтальными линиями (наследие немецкого импрессионизма). На героев падает свет из неплотно прикрытых жалюзи, они заходят в старый лифт, где нужно закрыть решётчатую дверь, чтобы поехать вниз — подобные решения чётко делят пространство и визуально отсылают к клеткам и тюрьмам. Они символизируют внутреннее «я», которое герой скрывает ото всех или предвещают конец фильма, где преступник окажется за настоящей решёткой.
«Дурная слава» (1946), реж. А. Хичкок

Места и детали

Нуар любит ночные улицы, игру теней и бликов воды, постоянный дождь как символ бесконечного времени, сливающегося воедино. Город неуютен и мрачен. Он влияет на героев, их мысли и настроение: они пессимисты, не верящие в любовь и справедливость.
Лабиринты улиц и закоулков символизируют запутанность мира, потерянные ориентиры. К тому же, действие часто происходит в барах, мотелях, подпольных залах для азартных игр — в заведениях, где нет места моральным принципам и социальной повестке других жанров кино.
Непременные атрибуты классических героев нуара — плащ, костюм (или хотя бы классические рубашка и брюки), шляпа и десяток выкуренных в кадре сигарет.

Неоднозначные герои

Фильмы жанра нуар известны своей интригой, психологической сложностью персонажей и неожиданными поворотами сюжета. Главные герои часто сложны и многогранны, у них есть тёмная сторона личности. Это делает их более реалистичными и интересными для зрителя.
При этом герои нуара — одиночки. Их сила не в дружбе, они не любят напарников и пытающихся помочь им сочувствующих. Они не боятся вступить в перестрелку или проникнуть в гангстерское логово, играть в кошки-мышки с врагами. Зачастую им приходится для этого балансировать на грани преступления закона, что вполне вписывается в их философию — но не в зрительские представления о типичном «хорошем парне».

Femme fatale

Роковая женщина, женщина-наваждение — героиня классического нуара. Она борется за своё место под солнцем, и мужчины для неё лишь средство для достижения своей цели. Поэтому она роковая: связавшиеся с ней либо гибнут, либо теряют богатства, либо страдают от неразделённой любви.
Вам не нужно тратить время на просмотр всех фильмов из списков «Топ 100 кинокартин в истории» — мы сделали это за вас. Смотрите курс, чтобы иметь готовые аргументы в любых спорах о кино, режиссёрах и актёрах:
Этот образ специфичен. Такая героиня не нуждается в спасении, в отличие от классической дамы в беде, но при этом её чары нередко становятся злом, которое нужно уничтожить (недаром роковые красотки гибнут в нуаре). В случаях, когда оказывается, что ей манипулирует другой преступник, герой становится защитником и спасает свою возлюбленную от гангстеров, мафии и так далее. Образ разрушается, уступая место стереотипу.
«Гильда» (1946), реж. Ч. Видор
Кино — это отдельный вид искусства со своими правилами и приёмами. О некоторых из них мы писали в этом материале:
Общий, крупный, средний: какие бывают планы в кино
Мы часто пересматриваем полюбившиеся фильмы. Они погружают в свою атмосферу и особенный мир, держат в напряжении и дарят эмоции. Рассказываем о том, как устроена философия «Властелина колец» и почему эта трилогия раз за разом оказывается актуальной для зрителя, в видео нашего проекта:
КИНЕМАТОГРАФ