Подари саморазвитие
*тык*
Сертификаты на 2000+ лекций и курсов на гуманитарные темы от 299 ₽
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Могут ли непрофессионалы играть в кино

Можно ли доверять людям без соответствующей подготовки роли в кино? Справятся ли они с этой задачей или станут объектами критики всех кинообозревателей? Может ли каждый сняться в кино? Рассказываем в статье.
Время чтения: 4 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

А что, так можно было?

Люди, далёкие от мира кинематографа и не окончившие соответствующие учебные заведения, действительно могут сняться в фильме или в сериале. Их зовут играть толпу — прохожих в каком-нибудь массовом эпизоде фильма, слушателей на рейв-концертах, статистов при нехватке собственных производственных мощностей. Некоторые поднимаются по этой нехитрой социальной лестнице: они начинают играть эпизодических персонажей, у которые есть две-три реплики и пара минут экранного времени.
Как правило, непрофессиональные артисты такого рода нужны на съёмках долгоиграющих проектов: к десятому сезону сериала перестаёт хватать не появлявшихся в кадре выпускников театральных училищ, да и платить статистам зачастую либо не нужно, либо можно дать символическую сумму — они полны энтузиазма и готовы сниматься ради опыта и для того, чтобы показать знакомым и друзьям кусочек видео, где пятый человек слева — он сам.
Такие вакансии ищутся в соцсетях и через знакомых. В крупных столичных городах — Москве и Санкт-Петербурге — таких предложений, естественно больше, чем там, где киноиндустрия не так развита. Но локальные съёмки случаются во многих уголках страны, их вполне можно отследить.
Ещё один способ попасть в кино — сняться в некоммерческом студенческом проекте. Начинающие режиссёры часто ищут в свои выпускные работы типажных людей, которые могут посвятить время экспериментам с кино. К тому же, некоторые студенческие фильмы попадают на фестивали и становятся узнаваемыми в узких кругах — это ли не слава?

Получается, берут кого угодно?

Не совсем так. Да, на проходные эпизоды в третьесортные проекты берут людей без образования, однако при этом всё равно производится кастинг: отбор по фотографиям и видеовизиткам. Для того, чтобы пробиться «снизу» на какие-то эпизодические роли, нужно обладать незаурядным талантом и оказаться в нужное время в нужном месте, чтобы тебя заметили.
Другое дело — приглашение на роли не профессионалов, а медийных личностей: блогеров, политиков и так далее. Например, в сериале «Монастырь» появилась Настя Ивлеева: она не актриса, но и «девушкой с улицы» Назвать её невозможно. Благодаря такому ходу сериал был на слуху задолго до выхода первой серии, а затем побил рекорды по просмотрам. Даже при слабой игре и критических отзывах на сцены с её участием она привела огромную аудиторию, которая смотрела сериал ради своего кумира.

Кто такой «профессионал» от мира кино

А кого вообще можно считать профессиональным актером? Если мы оттолкнемся от наличия пресловутой «корочки» об образовании, за бортом окажется целая плеяда талантливых и даже легендарных исполнителей. В их числе Аль Пачино, Фаина Раневская и Харрисон Форд.
Огромное количество актрис и актеров отрабатывали профессиональные навыки не в университетах, а на съемочных площадках. Там они учились у режиссеров, старших коллег и набирались бесценного опыта. Подобный путь прошли Брэд Питт, Джонни Депп, Кристиан Бейл и многие другие. Некоторые из них посещали занятия в актерских школах, но высшего образования по профессии так и не получили.

За рамками типажей

Непрофессиональные актеры в кино — это никакая не новость, и ничего крамольного в этом нет. Так было изначально, и даже когда кинематографом заинтересовались профессионалы, некоторые режиссеры сознательно брали на главные роли «людей с улицы».
Дело в том, что манера игры в театре и кино разная, артистам приходится переучиваться, на это уходит много сил и времени. А человек без образования может идеально подойти на роль благодаря своей естественной психофизике. Таких людей в кино называют типажами.
Есть режиссеры, которые мастерски с ними работают. Чаще типажам отдают яркие эпизодические роли, но бывает и по-другому. Яркий пример — фильм «Лучшие годы нашей жизни» Уильяма Уайлера. Режиссёр взял на одну из ролей второго плана Гарольда Рассела, который, как и его герой, потерял на войне руки и носил протезы.
Рассел получил два «Оскара» за эту роль — и стал единственным человеком в истории награды, который смог это сделать. Жюри опасалось, что он не победит в основной номинации, поэтому решили сделать специальную награду для него: за надежду, которую он вселял в ветеранов в схожей ситуации, которые видели этот фильм и радовались реалистичной репрезентации своих проблем.
КИНЕМАТОГРАФ