Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему Гауди — гениальный архитектор

Каталонский архитектор Антонио Гауди — одна из самых неоднозначных фигур в истории архитектуры. Забытый сразу после смерти в 1926 году, Гауди долгое время числился среди чудаковатых мастеров, а его произведения называли «созданиями больного воображения».

Со второй половины XX века отношение к его творениям кардинальным образом изменилось. К его архитектуре — сложной, парадоксальной, но внутренне непротиворечивой — начали присматриваться. И оказалось, что за внешней декоративной оболочкой скрываются неординарные инженерные решения. Давайте разберемся, почему Гауди всё-таки выдающийся архитектор. 

Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Принципы ручного труда


Начало карьеры Гауди (1880-е гг.) — это период активной урбанизации и развития промышленности. Многие теоретики начали высказывать свои опасения о том, каким пагубным образом это может сказаться на искусстве. Поэтому одной из главных идей тогда был возврат к ручному труду, поскольку считалось, что только такие произведения могут обладать истинной красотой.

И что мы видим у Гауди? Тщательный контроль над всеми этапами строительства, внимание к каждой мельчайшей детали — от дверной ручки до оформления дымовых труб.

Ручка и дымоход в доме Бальо

Он выступал одновременно как архитектор, скульптор и художник, создавая целостные произведения искусства. Он предпочитал сам выполнять всю проектную работу и руководить строительством, внося изменения прямо на месте. Поэтому он оставил после себя сравнительно небольшое количество зданий.

Следование законам природы


Стремительная урбанизация вызвала обратную реакцию — обращение к природе. Но Гауди было мало использовать растительные мотивы в виде декоративных элементов, как это делали другие представители стиля модерн.
Гауди внимательно изучал законы природы и применял их в архитектуре. Например, в колоннах храма Святого Семейства угадываются стволы деревьев с ветвящимися кронами, которые поддерживают своды. Это не просто изображение дерева, а использование логики его формы в архитектуре.

Храм Святого Семейства

Рациональная иррациональность


Главное обвинение, высказываемое в адрес Гауди, – это иррациональность его архитектуры; следование принципу «красиво», а не «полезно». Но это не совсем так. Всё, что создал Гауди, следует определенной логике. Во многом он заимствует её из готической архитектуры, где нет случайных элементов, а здание вырастает, словно живой организм.

Ему принадлежат поистине инновационные решения. «Цепная» конструкция из параболических арок позволяет создавать сложную криволинейную архитектуру, а полые легкие (часто наклонные) колонны не нагружают почву. Он не пользовался услугами инженеров, и его решения — это результаты экспериментов, к которым он часто приходил интуитивно. К слову, их эффективность доказана современными расчетами.

Колоннада в парке Гуэль и крипта Колонии Гуэль

Символичность и метафоричность


Архитектура как вид искусства должна обладать образностью — это и отличает произведение зодчества от простого сарая. Архитектура Гауди невероятно образна. Крыши его зданий напоминают спину дракона, башни храма — замки из песка; а фасады — очертания гор. Его произведения — это настоящие архитектурные фантазии, и именно поэтому они так любимы туристами со всего мира.

Храм Святого Семейства, Дом Мила и Дом Бальо

К сожалению, его главное творение — храм Святого Семейства — сильно страдает от своего культового статуса. Гауди задумывал его строительство на 2–3 сотни лет, но закончить его стремятся уже к 2026 году. Из-за этого он возводится небрежно, в некоторых частях создавая впечатление дешевого туристического аттракциона.


Его архитектура, строго продуманная с точки зрения конструкций и функций, кажется едва ли не насмешкой над утилитарной рациональностью современных зданий. Иными словами, необычный внешний облик построек Гауди самым прямым образом связан с его оригинальными конструктивными решениями.

АРХИТЕКТУРА ИСКУССТВО