Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Философия Бердяева

Николай Бердяев — деятель русского религиозного ренессанса, который возник в начале XX века. Для этого мыслителя характерен духовный аристократизм. Рассказываем про основные философские идеи Бердяева.

Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Процесс творчества

Николай Бердяев пишет о сильном, творческом и независимом человеке, который всегда понимает собственную ценность. Главная проблема философия Бердяева, как и любого экзистенциального мыслителя, — это смысл существования человека и в с связи с ним смысл бытия в целом. У Бердяева мы видим акцент на необходимость человеческого взгляда, в котором находится истина.
Человек для Бердяева — это личность и конкретный субъективный опыт переживаний. В человеке пересекаются разные миры: «свобода — необходимость», «плоть — дух», «божественное — земное», «творчество — объективация». Для Бердяева каждое творчество заканчивается неудачей, потому что за актом творчества идет предмет. А предмет представляет собой объективность, в нем нет живой силы и экспрессии. Бердяев четко разделяет сам процесс творения и то, что от него остается.

Я творю, следовательно, существую

По мнению философа, творчество делает человека человеком. Здесь творчество равносильно творению жизненного пути. Бог творил мир, а человек понимается Бердяевым как сотворец. Бердяев бы сказал: «Я творю, следовательно, я существую».
Определять человеческое существование способно только творчество. Творчество — это акт трансцендирования. Именно оно позволяет нам выйти из объективного мира. Объективация понимается как мир отчуждения, неподлинности, анонимности, инерции и смерти. Это мир, где человек не является личностью, а дух пленен материей. Во многом творчество человека Бердяев соотносит с божественным чудом.
Истоки творчества глубоко индивидуальны, но сам акт творчества выводит нас к миру.

На равных с Богом

Бердяев говорит, что Бог существует, он всеблагой, но не всемогущий. Для любого приверженца христианства это недопустимо. Философ говорит, что мир не един, он разделен на две части: бытие и ничто. Если бытие подчиняется Богу, то ничто нет. А человек — это дитя бытия и ничто. Человек в акте творчества спасается и оправдывает мир. Творчество становится средством спасения человека. Бердяев говорил, что под творчеством понимает «не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человечества».
Мыслитель утверждал, что в христианстве выработалась традиция понимать Бога как карающего и надзирающего органа. Но если мы сами поклоняемся Богу, который является деспотом и тираном, то рано или поздно поднимем восстание. Христианство, по мнению Бердяева, представляет собой религию не рабства и покорности, а свободы, любви и творчества. Нужно быть не рабами, а сотворцами Бога, становиться с ним на равных. Бог больше не авторитет, но он все-таки творец мира.
ФИЛОСОФИЯ