В начале XVII века в живописи появляются картины с изображением пышных дам. Питер Пауль Рубенс — не исключение. Хотя на его полотнах героини имеют более объемные формы нежели у современников. В истории искусства даже появился термин «Рубенсовская женщина». Почему художник решил изображать полных женщин? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Изобилие земных благ
Искусствоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению, почему Рубенс любил писать объемные формы у женщин. Кто-то считает, что он восхищался пышными дамами. Другие говорят, что таким образом художник хотел подчеркнуть пороки современников. Искусствовед Эжен Фромантен сказал, что Рубенс предпочитал женщин такого типажа, и его жены имели объемные формы. В результате такой тип стал олицетворением Возрождения. Сам художник никогда не отвечал на этот вопрос. У него не было личных дневников, в переписках содержалась только деловая информация.
Британский искусствовед Кеннет Маккензи Кларк придерживался мнения, что Рубенс был религиозным художником. Именно поэтому он изображал пышных дам, чтобы показать изобилие земных благ. Кларк сравнивал героинь на полотне «Три грации» Рубенса со снопами пшеницы и грудами тыкв, которые украшают церковь во время праздника.
Коммерческая направленность
Существует и другая версия. Стоит отметить, что Рубенс был прекрасным продавцом. Он написал около 1300 полотен, за 41 год творческой деятельности художник создавал и продавал около 60 картин в год. Творчество живописца имело коммерческую направленность. Причем он даже это не скрывал. Интересно, что Рубенс сравнивал свои работы с философским камнем. Есть анекдот, что алхимик Брендель предложил художнику вложить деньги в лабораторию для превращения свинца в золото, чтобы потом получать половину прибыли. Но живописец отказался. Он ответил, что давно нашел философский камень, и «ни один из ваших секретов не стоит столько, сколько моя палитра и кисти».
Рубенс заключал с заказчиками договора, где стороны прописывали желаемую сумму, размер полотна, его сюжет. Причем картины на продажу отличались от ранних работ художника. Так, на полотне «Суд Париса», который предназначался для продажи, фигуры женщин более объемные, чем на ранней работе с таким же названием.
Пышная фигура — показатель богатства
Есть еще интересная версии о «женщинах Рубенса». Во времена художника по внешнему виду судили о принадлежности к определенному классу. Но благосостояние росло, и роскошные платья стали носить не только представительницы элиты. Высшему обществу это не нравилось. Елизавета I Английская даже запрещала простолюдинам надевать кринолины и пышную кружевную отделку. Венецианский Высокий Совет запретил обычным дамам приходить в церковь «в оголенном виде». В результате женщины из высшего общества начали подкладывать под одежду подушки, чтобы выглядеть больше. Они считали, что это показатель богатства. В обществе сложилось мнение, что красота дамы определяется пышностью ее фигуры.
Младший современник Рубенса, французский историк Брантом писал, что «величественно сложенная женщина должна быть импозантного роста, обладать пышной прекрасной грудью, широкими бедрами, крепкими ягодицами». Соответственно, некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что Рубенс изображал пышных женщин в дань моде.