Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Преступление и наказание» как критика капитализма

«Великий философский роман» Ф.М. Достоевского затрагивает множество этических и социальных вопросов, в т.ч. и отношение людей к деньгам. Разбираемся, как автор критиковал капитализм.

Время чтения: 4 минуты.

Исторический контекст

Ф.М. Достоевский одним из первых увидел в «реформах», последовавших за смертью Николая I, не благо, а зло. Избавившись от крепостного права, Россия встала на путь капиталистического развития, в котором писатель увидел угрозу национально-культурным устоям страны. Достоевский писал: «Промышленность и капитал действуют развратительно, отторгнувшись от земли, стало быть от родины и от своих».

Деньги как сюжетообразующий мотив

Финансовый вопрос лежит в основе сюжета «Преступления и наказания». И если для Раскольникова финансовые проблемы — лишь внешняя, поверхностная мотивация совершённого преступления, то образы Лужина и старухи-процентщицы Алёны Ивановны целиком построены на их желании обогатиться. Ф.М. Достоевский не обращается к внутреннему миру данных героев, ведь там нет ничего, кроме полнейшей бездуховности.
Преступление и наказание, 2007
Внутренняя безобразность старухи получает развитие в её внешнем уродстве, в то время как внешние лоск и прилизанность Лужина оттеняют его хищническую натуру и изворотливость. В философии «целых кафтанов» писатель видит философию века, философию крайнего утилитаризма. Через Лужина Ф.М. Достоевский полемизирует со сторонниками капитализма, вкладывая основные тезисы эпохи в реплики одного из самых аморальных персонажей.

Капитализм в Петербурге

Интересны не только образы персонажей, но и образ самого Петербурга, соучастника преступления. Примечательно, что первый город, согласно Библии, построил нераскаившийся братоубийца Каин. После Великого Потопа люди также построили город — Вавилон, место, в котором человеческий род возомнил себя равным Богу, за что и поплатился. Глубоко верующий и религиозный писатель не мог не знать этого.
Иллюстрации И.С. Глазунова
В творчестве Ф.М. Достоевского городу традиционно отводится роль обители пороков, места человеческого грехопадения. Писатель не показывает прогрессивной стороны капитализма, ни разу за весь роман не описывается работа какого-либо предприятия, технический прогресс. Ф.М. Достоевский видит в произошедших переменах исключительно ужас. Помимо вечной давки и духоты, которым так удивляются приехавшие из провинции Пульхерия Ивановна и Дуня, основу описания Петербурга составляют «мелкие хищники» и их постоянные спекуляции. Это держатели трактиров и хозяйки «благородных домов», уличные торговцы и «лотошники» на Сенной площади.

Всё можно продать

В капиталистической городской среде, описанной Ф.М. Достоевским, в основе любых отношений лежит принцип купли-продажи, и цена есть у всего: изношенных чулок, девичьей чести и человеческой жизни. Примечательна сцена, в которой Разумихин приносит Раскольникову купленный костюм. В лавке Федяева, где студент приобрёл одежду, действует правило: износив какую-то вещь, надо вернуть её торговцу, чтобы получить бесплатную замену. Дважды изношенная вещь продолжает свой путь и снова идёт в продажу, и даже у такой ветоши находится покупатель.
Мармеладов, пытаясь достать себе деньги на водку, продал старые и изношенные чулки Катерины Ивановны, и этот интимный и уже непригодный для носки предмет гардероба кто-то купил. Это и открывает обратную сторону «прогрессивного» капитализма – обилие нищеты в городе. Наравне с мелкими спекулянтами в Петербурге живут «лохмотники», коим в самом начале романа является Раскольников: когда герой чуть было не попадает под колёса экипажа, незнакомая женщина принимает его за нищего и даёт ему милостыню.

Всё можно купить

Основу развивающегося капитализма составляют истории, похожие на путь Сони Мармеладовой: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Сам Раскольников постоянно сравнивает свою сестру Дуню с Соней, зная, что брак с Лужиным ради благополучия брата ничем не лучше добровольного получения Сонечкой жёлтого билета. В капиталистической среде такие понятия, как девичья честь или достоинство обесценились настолько, что их продажа не ведёт к качественному улучшению жизни. Поэтому даже принеся такую большую жертву, Соня не смогла спасти свою семью.
Преступление и наказание, 2007
За Соней на путь городской проститутки вероятнее всего встала бы её младшая сестра Поля, не дай Свидригайлов денег на содержание Мармеладовых после смерти Катерины Ивановны: «С Полечкой, наверно, то же самое будет». Образ Сони прослеживается и в несвязанных с ней девушках: костюм девочки, поющей с шарманщиком, похож на её изношенный наряд, в котором она прощалась с отцом — обе девушки носят шляпы с яркими перьями.
Актуальные социально-экономические проблемы, описанные в «Преступлении и наказании» имеют не меньшее значение, чем проблемы вечные, метафизические, и антикапиталистический пафос произведения служит тому доказательством.
Раскольников хотел всего и сразу, поэтому должным терпением для учебы не обладал. Если у вас такая же проблема, то у нас хорошие новости! Отложите топор и включите фоном саммари «История русской литературы» — так вы подготовитесь к экзамену всего за пару часов без ущерба для психики. А по промокоду BLOG30 вы получите бесплатный доступ ко всем саммари на месяц!
О сложных отношениях Сталина и Булгакова читайте в статье:
За что Сталин ненавидел Булгакова?
ЛИТЕРАТУРА