До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое экспрессионизм?

Экспрессионизм — это ответ на академические традиции, правдивое изображение действительности. С помощью этого стиля художники выражали трагическое мировоззрение. Рассказываем, в чем оно заключалось.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

«Это что, экспрессионизм?»

Есть разные версии, как появился термин «экспрессионизм». Согласно одной из них на выставке коллекционер спросил: «Это что, импрессионизм?» Ему ответили в шутку, что это экспрессионизм. По другой версии, в 1911 году в журнале «Штурм» вышла статья, в которой журналисты назвали экспрессионистами французских постимпрессионистов, а также Эдварда Мунка, Пабло Пикассо. Впервые этот термин описал Вильгельм Воррингер в книге «Абстракция и вчувствование». Позже вместе с Василием Кандинским и Францем Марком он выпустит манифест «В борьбе за искусство».
Считается, что художников вдохновили на экспрессионизм Ван Гог и Поль Гоген. В их картинах чувствовалось экзотическое варварство с островов. А Эдварда Мунка для простоты даже назвали экспрессионистом. Хотя искусствоведы считают, что он им не был. Когда он написал известную картину «Крик» термина «экспрессионизм» еще не существовало. Трагизм его творчества связан со страхами, тревогой и нервными срывами.

Выражение эмоций

Художественный мир Эдварда Мунка оказался похож на мир экспрессионистов. Действительно, жизнь художника, как и поколения экспрессионистов, нельзя назвать простой. Его преследовали трагические события из детства и взрослые страхи.
Считается, что экспрессионизм появился в 1905 году. Но на самом деле это год создания художественного объединения «Мост». Четыре архитектора из Дрездена Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф, Эрих Хеккель объединились, чтобы изменить немецкое искусство. Потом к ним присоединились другие художники. На тот момент у них еще не было программы, но они стремились совершить революцию в искусстве. Экспрессионисты хотели изображать не реальность, в экзотику и мистику. Для них было важно эмоциональное состояние автора, чтобы передать его зрителю. Они восхищались вытянутыми формами готического искусства, культом чувств романтизма, мрачностью барокко, ритуальным искусством Африки.
Эрнст Людвиг Кирхнер. Мост К.Г. Выставочный плакат галереи Арнольда в Дрездене. Эрнст Людвиг Кирхнер. Групповой портрет участников группы

В эпицентре бури

После переезда в Берлин во время войны члены «Моста» создавали особенно острые картины. Стоит отметить, что экспрессионисты всегда были одиночками, поскольку каждый из них по-разному выражал эмоции. Но и общее у них тоже было. На их полотнах изображены пугающие и раздражающие образы: заломленные руки и ноги, мистицизм, ядовитые цвета. Экспрессионисты предчувствовали великую трагедию. Так и произошло, в мире разразились война, бедность, эпидемии. Художники оказались в эпицентре этой бури. Так, Август Маке и Франц Марк погибли в Первой мировой войне, Эгон Шиле и его беременная жена умерли от испанского гриппа, Оскар Кокошка получил на войне серьезные ранения и потерял память.
Эгон Шиле. «Скала на Дунае, если смотреть с юга». 1913 год. Оскар Кокошка. «Пьета». 1909 год.
Кроме того, картины экспрессионистов, которые дожили до прихода к власти национал-социалистов, были представлены на выставке «Дегенеративное искусство». С помощью этой выставки Адольф Гитлер высмеивал творчество экспрессионистов и хотел избавиться от него.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО