Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Главные символы в произведениях Ван Гога

Время чтения: 2 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Зачем художнику символы


Ответственность за новый подход к искусству, в основе которого — Идея, лежит на опубликованном в 1886 году «Манифесте символизма» Жана Мореаса. По мнению автора, главной должна стать Идея, выраженная символом. Он  может быть многозначным, не очевидным или сложно истолковываемым, но он должен подчинять себе творческую работу.

Символ как таковой очень важен для живописи Ван Гога еще и потому, что до 1876 года он работает арт-дилером и специализируется на продаже работ старых мастеров, чьи натюрморты всегда имеют эту самую двойственную природу.

Главные символы в творчестве Ван Гога


Картофель

Когда Ван Гог работает проповедником в бельгийском шахтерском городке Боринаж, его занимает жизнь бедных рабочих. Она фактически представляет собой замкнутый круг: они работают, чтобы есть, и едят, чтобы работать. Картофель — одна из самых доступных трапез. Поэтому картофель Ван Гог воспринимает как символ их тяжкого труда, соединяющий в себе горечь, усталость, тяжесть жизни, но одновременно и единение членов семьи.

«Едоки картофеля», 1885 г.

Ботинки

Когда Ван Гога увольняют из фирмы «Гупиль и Ко» он ненадолго устаивается репетитором. Так как денег на транспорт не хватает, он каждый день проходит многокилометровые расстояния до работы.


Ботинки появляются в его работах конца 1880-х годов как вещь, характеризующая не только своего хозяина, говорящая о его бедности и долгой ходьбе, но ещё и как символ одиночества. Как жизненного, так и творческого.

«Пара ботинок», 1888 г.

«Пара обуви», 1887 г.

Кипарис

Это дерево воспринималось в конце XIX века как аллегория перехода из нашего мира в мир потусторонний, поэтому их часто высаживали на кладбищах. И так как их часто высаживали на кладбищах, они воспринимались трансцендентным «мостом». Так что вздымающийся вверх кипарис в «Звёздной ночи» — это не просто дерево, а сильный идейный акцент.

«Дорога с кипарисом и звездой», 1890 г.

«Кипарисы», 1889 г.

Стул

Этот символ художник позаимствовал у своего современника Люка Филдса. Через полгода после смерти Чарльза Диккенса он создал гравюру, на которой изображён опустевший кабинет писателя. Всё осталось, как было при нём, даже кресло чуть отодвинуто, будто мастер вот-вот вернётся.

Л. Филдс «Пустой стул», 1870 г.

Этот метод — показать отсутствие человека через характерную для него вещь, покинутую и оставленную, — заимствует и Ван Гог. Когда 24 декабря 1888 году Гоген уезжает из Арля, Винсент пишет «Стул Гогена». Лучше всего этот символ читается на контрасте. «Стул Ван Гога» и «Стул Гогена» фактически показывают пропасть между двумя художниками, которые так и не смогли объединить свои усилия по созданию нового искусства.

«Стул Ван Гога с его трубкой», 1888 г.

«Кресло Гогена», 1888 г.

Подсолнухи

Находясь в Париже в 1886–1888 годах, Ван Гог увлекается популярной в то время японской гравюрой. Японская эстетика подразумевает, что каждый объект окружающего мира является не просто частным его представителем, а отражает весь мир в его полноте. Поэтому, скажем, повторяя облик краба в 15 разных вариантах движения на одной гравюре, японский художник показывает изменчивость мира.

«Подсолнухи», 1888 г. (картина утрачена)

«Подсолнухи», 1888 г.

Таким же образом Ван Гог работает с подсолнухами. Они все разные. Каждый рос под своим углом к солнцу, каждый был по-разному срезан. Иными словами, подсолнухи разные, как и люди, выросшие в разных условиях, в непохожих обстоятельствах, с разными убеждениями и, в итоге, судьбами.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО