Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему финал «Игры престолов» всё-таки оказался провалом

Помните, была такая «Игра престолов»? Проект Д. Бениоффа и Д. Б. Уайсса стал грандиозным событием на телевидении последних лет. Подобно драконам Дейнерис Таргариен, с каждым годом сериал набирал свою мощь, расширял армию поклонников и эпично завершился весной 2019 года.

Последний сезон «Игр престолов» вызвал шквал критики. Недовольной осталась даже самая лояльная аудитория. Сюжетные линии героев многим показались нелогичными, а финал — скомканным и оставляющим множество вопросов. Предлагаем вернуться к культовому сериалу и разобраться с тем, куда свернулись сценаристы и всё ли было так плохо.

Время чтения: 4 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Слом всех правил


Фэнтези — сложный жанр, предвещающий продюсерам колоссальные затраты, но отнюдь не гарантирующий прибыль. Все знают успешные экранизации «Властелина колец» и «Гарри Поттера», но обе истории создавались для широких экранов. Представить подобный по масштабу проект на ТВ было очень сложно, и HBO пошли на смелый шаг, решив снять «Игру престолов».

С первых серий шоу заявило о себе как о «взрослом» проекте, который не планирует романтизировать фэнтезийный мир. Это сериал о «большой» политике и человеческой жажде власти. Даже драконы, главные любимцы жанра, стали метафорой ядерного оружия.

Также «Игра престолов» отказалась от типичной сказочной концепции «добро — зло». В первых сериях ещё может показаться, что существуют хорошие Старки и плохие Ланнистеры. Но очень скоро зрители, не знакомые с книгами, поняли, что попали в сложный мир, где у каждого персонажа своя мотивация, и герои могут нравиться или не нравиться ровно так же, как люди в реальной жизни.

Весь первый сезон сериал мастерски заигрывает со зрительскими ожиданиями. С одной стороны, он интригует типичными фэнтези-элементами (сказки о драконах, пугающие легенды о живых мертвецах, короли и принцы), с другой — постоянно обманывает ожидания.

Эту стратегии хорошо иллюстрирует шокирующий эпизод казни Эддарда Старка. На тот момент именно Нед воспринимается главным героем сериала, а значит является неприкосновенным.

Главный герой не может умереть в начале истории — так нам говорит весь наш зрительский и читательский опыт. Но оказывается, что принципиальный Эддард — всего лишь триггер для дальнейших событий.

В финале первого сезона создатели делают несколько смелых и наглых заявлений:

«Хорошие и честные люди не всегда одерживают победу. Они могут бесславно погибнуть в муках».

«Мы можем убить любого персонажа. Неприкосновенных нет».

Что остается зрителям при таком раскладе? Конечно же, с нетерпением ждать новых серий.


Сюжетные промахи


Смерть Неда Старка показала, что в сериале могут убить любого. Затем, когда зрители оправились от шока, эффект усилили событиями Красной свадьбы, на которой погибает сразу несколько значимых героев. Во многом благодаря своей непредсказуемости «Игра престолов» обрела многомиллионную аудиторию и культовый статус.

В финале пятого сезона умирает Джон Сноу. К тому моменту он становится таким же ключевым персонажем, как Нед Старк в начале истории. Однако в этот раз сценаристы не решаются на такой же смелый сюжетный поворот. Вместо этого создатели обзаводятся первым неприкосновенным героем и снижают общий накал истории. Тогда, в начале шестого сезона, «Игра престолов» лишается одной из основных драматургических особенностей.

Следующая проблема — сюжетная линия с белыми ходоками. Именно они олицетворяют в сериале абсолютное зло, грозящее неминуемой гибелью всему живому. Поэтому все с нетерпением ждали эпичной финальной схватки. Каждый зритель уже не раз снял в своей голове идеальную развязку. Создатели, растянувшие эту сюжетную линию, практически обрекли себя на провал. Зрители были чересчур накалены и заинтригованы. Любой сюжетный промах, любая, даже малейшая слабость сценария становились катастрофой.

Да и объективно экстремально тёмный эпизод битвы у Винтерфелла не стал образцово-показательной батальной сценой. А то, что могущественное вечное зло, оказывается, можно убить бытовым ударом кинжала, спровоцировало волну шуток в интернете. Вряд ли это была та реакция, которую хотели получить авторы.

Протагонист становится антагонистом


Чем ещё должен был шокировать финал сериала? Конечно, перевоплощением Дейнерис Таргариен. Превращение протагониста в антагониста — захватывающий процесс, и до «Игры престолов» это доказало шоу «Во все тяжкие». Почему же безумие Дейнерис кажется таким неорганичным?

Во-первых, «Во все тяжкие» — это камерная история, где мы постоянно следим за двумя главными героями и потому можем заметить их малейшие изменения. А в одной серии «Игры престолов» существует по 3–5 равных по значимости сюжетных линий. Учитывая это, Дейнерис нужен был ещё хотя бы сезон, без спешки показывающий её прогрессирующее безумие.

Но здесь возникла бы другая проблема. Продолжив историю Таргариен, сценаристам пришлось бы искусственно растягивать другие сюжетные линии, которым объективно было некуда развиваться. Вспомнить хотя бы линию Брана. Она настолько буксовала, что полностью выпала из повествования на целый сезон.

Во-вторых, авторы «Во все тяжкие» не боялись потерять зрительскую симпатию к Уайту. Они плавно превращали его в негодяя, параллельно развивая Джесси Пинкмана как протагониста. С Дейнерис было иначе. Нам подбрасывали слабые намеки на её безумие, но они были настолько аккуратными, что никак не портили репутацию персонажа. До Винтерфелла героиня должна была доехать прекрасной самоотверженной королевой.

У Дейнерис осталась фактически одна серия, чтобы пережить примерно те же метаморфозы, на которые Уолтеру Уайту понадобилось четыре с лишним сезона. Более того, даже эта одна серия привычно содержала ещё несколько параллельных сюжетных линий. Неудивительно, что безумие Таргариен вызвало у зрителей лишь недоумение.

«Игра престолов» — это тот редкий случай, когда сериал стоило закрыть не раньше, а позже. Да, решение продлить шоу спровоцировало бы множество новых сценарных проблем, но, по крайней мере, был бы шанс привести к логическому окончанию все сюжетные линии.
КИНЕМАТОГРАФ