Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как «Субстанция» учит принимать себя

«Субстанция» успела занять важное место в нише боди-хорроров, фильмов ужасов о теле и его трансформациях. Этот жанр вновь засиял после фурора «Титана» Жюлии Дюкурно на Каннском фестивале 2021 года. Корали Фаржа, режиссер «Субстанции», перехватила эстафету. Помимо ярких и жутковатых сцен, в фильме есть интересный посыл. Фаржа показала, что происходит с телом и психикой из-за нарциссических требований общества.

Давай разберемся, как с помощью отвратительных образов боди-хоррор учит любить себя.

Время чтения — 6 минут

Приложение для саморазвития. Скачать

Общество потребления и стандарты

В «Субстанции» тело — это лишь инструмент, чтобы удовлетворять потребности окружающих. В этом мире любят только молодых и красивых. Никого не волнует, какой ты внутри.
С помощью гротеска Фаржа создала неприятный образ культуры потребления. Например, вспомни Харви, босса Элизабет. Сцены в туалете, ресторане и момент курения — все это мы видим настолько близко, что невольно чувствуем отвращение. В центре оказывается рот, который будто поглощает все подряд. Современный хищник обитает не в джунглях, а на телестудии. Его главное оружие — камера. А самой лакомой добычей становится молодое тело.
Как и все люди, Элизабет постоянно меняется. Это не соответствует «золотым стандартам». Обществу нравится свежее, стабильное и доступное. Проще говоря, Сью. В эпизоде с аэробикой ее образ превращается в карикатуру. Движения Сью чересчур сексуальны. Объектив концентрируется на эротичных зонах. А монтаж напоминает рекламный ролик. Все это создает пластмассовую картинку.
Корали Фаржа намеренно показала глянцевые стандарты красоты в гипертрофированной форме.

Принцип холизма и нарциссическая ловушка

Также «Субстанция» подчеркивает: порой мы забываем, что тело — часть идентичности. Оно задает рамки нашего существования: пространственные и временные. Без этих рамок не будет и личности.
Слышал о принципе холизма? В психологии он подразумевает, что тело и психика неразрывно связаны. Если воспринимать тело как нечто отдельное, это может привести к диффузной идентичности. То есть представления о себе станут размытыми и противоречивыми. А за этим последуют необдуманные действия и повышенная тревожность. Прямо как у Элизабет.
В мире нарциссической ловушки людей как бы располагают на одной прямой: от самых ужасных до идеальных. В реальности мы все разные. Нет никакой прямой. Есть система координат и много хаотично разбросанных точек. Нас попросту нельзя сравнить. Невозможно сказать, кто лучше или хуже. Это лишь приведет в тупик. А точнее, к чувству стыда.
Но в какой-то момент Элизабет проваливается в эту нарциссическую ловушку. Она начинает верить, что для любви и успеха нужно быть идеальной. Возникает главный конфликт фильма: живое сталкивается с совершенным.

Почему Элизабет не пошла на свидание?

Конфликт между общественным идеалом и человеком накаляется в сцене, где Элизабет собирается на свидание. Кажется, она начинает принимать себя и готова жить дальше… но что-то идет не так.
Проблема в том, что Элизабет боится стыда. Боится быть собой перед мужчиной. Боится, что он разоблачит ее неидеальность. Для него Элизабет — звезда. А она себя такой не чувствует. Для нее звезда — это Сью на огромном билборде за окном. Идеальная, сексуальная, молодая. Она сравнивает себя с этим образом и все больше стыдится реального тела и возраста. Именно стыд испытывает Элизабет, когда замечает свое искаженное отражение в дверной ручке. Каждая окружающая деталь указывает на ее «недостатки».
Крупные планы Элизабет сталкиваются с безупречным видом Сью. Это создает тяжелую атмосферу. Окончательно сводят с ума медленные приближения к предметам и вращение камер. А тягучая и мрачная музыка подчеркивает нестабильное состояние Элизабет.
Если постоянно ориентироваться на внешние нереалистичные стандарты, можно потерять личные представления о себе. Быть собой станет стыдно. И тогда человек начнет притворяться. Будет бесконечно менять костюмы, переделывать макияж, поправлять прическу… Пока не дойдет до отчаянного состояния.
Удовлетворить требования общества невозможно. Всегда будет чего-то не хватать. Что бы ни надевала Элизабет, ей так и не удается стать девушкой с билборда. Ведь Сью изначально недосягаема.
Из-за стыда Элизабет остается дома. Она так и не узнает, можно ли полюбить ее настоящую. Ловушка захлопнулась. Именно тогда Элизабет подписала себе окончательный приговор.
Монстр Элизасью стал максимально логичным финалом. Слепая гонка за стандартами красоты часто приводит к внутреннему уродству. В этом и заключается темная сторона идеального. Порой за блеском скрывается страшное.
Запоминай 3 главных урока от боди-хоррора «Субстанция»:
  1. «Субстанция» гипертрофирует культуру потребления и стандарты красоты. С помощью крупных планов, «рекламного» монтажа и особенностей съемки Фаржа создала карикатурную и неприятную картинку. Мы инстинктивно начинаем чувствовать отвращение к обществу в фильме.
  2. Лента заставляет задуматься о том, как мы относимся к телу. Порой люди лишь используют его, чтобы получить любовь окружающих. Мы забываем, что тело — часть нашей идентичности. В «Субстанции» это приводит к жутким последствиям.
  3. Общество может подорвать самооценку и желание быть собой. Элизабет пытается соответствовать идеалам, но перестает ощущать свою уникальность и погружается в отчаяние. «Субстанция» учит тому, что для счастья важно принимать свои несовершенства.
ПСИХОЛОГИЯ КИНЕМАТОГРАФ