Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Против Диснея: кто и зачем создал Загребскую школу анимации?

Не каждый отважится соперничать с тем, кто сильнее и могущественнее. А небольшая Загребская школа анимации в 1950-х годах решила, что вполне может противостоять гиганту анимации — студии «Дисней». Как хорватские мультфильмы стали всемирно популярными? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Свергнуть «Дисней»

История развития анимационной индустрии связана с именем Уолта Диснея. Его студия — один из наиболее влиятельных и успешных производителей мультфильмов в мире. Но существуют те, кто выступает против его подхода. В ответ на коммерциализацию и стандартизацию анимационного искусства, некоторые художники решили искать альтернативные пути и создали Загребскую школу анимации.
Так называют направление мультипликационного стиля, которое сформировалось в 1950-х годах в столице Хорватии. Этот термин придумал французский критик Жорж Садуль, когда в 1958 году увидел на Каннском фестивале несколько хорватских мультфильмов, которые резко отличались от установленных канонов анимации. В то время Загребская школа обрела мировую популярность. В 1958 году лента «Один» Ватрослава Мимицы была отмечена призом на Венецианском фестивале. А в 1962 году мультфильм Душана Вукотича «Суррогат» получил «Оскар» за лучший короткометражный амимационный фильм. Это единственная картина в истории Югославии, которая была удостоена премии.
«Один» (1959), реж. В. Мимица

Простота как путь к глубине

В чём же особенность хорватских мультфильмов? Этот стиль выглядел свежо и ново на фоне устоявшейся диснеевской культуры. Если американская анимация тяготела к реалистичности сюжета и изображения, то загребцы отвергали эти правила. Персонажи и обстановка их мультфильмов выглядят нарочито стилизованно: в них господствуют углы и прямые линии. Некоторые критики отмечают, что хорватская анимация будто наделяет жизнью изначально мёртвое.
На этом контрасте авторы создавали гротескные и ироничные, а порой и циничные ленты. «Схематичность» и возможность проводить параллели и ассоциации позволяла им вкладывать в них глубокие и яркие смыслы. Душан Вукотич говорил, что техника, которая отказывается от имитации, превращает образы мультфильмов в символы. Так, в «Суррогате» весь мир героя и даже он сам оказывается надувным.
«Корова на Луне» (1959), реж. Д. Вукотич

Стиль

Загребцы работали в технике ограниченной анимации. Она используется для того, чтобы сократить время производства лент и сэкономить ресурсы. Для мультфильмов школы характерен быстрый темп, отсутствие диалогов, акценты на музыке, клиповый монтаж, коллажность и упрощение формы. Этот стиль повлиял на советских режиссёров. В нём нарисован, например, «Фильм, фильм, фильм» Фёдора Хитрука. Многие картины — прямая пародия на голливудские жанры. «Ковбой Джимми» Душана Вукотича — вестерн, его же «Большой страх» — мелодрама.
Хорватские аниматоры сделали мультфильмы более свободными. В их творчестве «детские» истории приобрели более серьёзный и «взрослый» характер.
КИНЕМАТОГРАФ