Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Зачем крадут известные картины?

Продать краденые картины, особенно известные, очень трудно даже на черном рынке. Но тем не менее полотна постоянно похищают. Для чего воры это делают? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Мода на кражу картин

Активно красть картины начали с конца XIX-начала XX вв. В это время появилось много музеев для общей публики. Раньше же полотна находились в основном в частных коллекциях. Крупной кражей стало похищение «Мона Лизы» Леонардо да Винчи в 1911 году. Ее похитил сотрудник Лувра Винченцо Перуджа. Полотно нашли через три дня. По словам грабителя, он украл картину не из-за желания получить за нее деньги. У него была более высокая цель — его беспокоила несправедливость по отношению к итальянцам. Он был уверен, что «Мона Лиза» должна выставляться в Италии.
Сейчас тоже крадут полотна, несмотря на современную систему безопасности и камеры. Обычно грабитель — это всегда новый человек. Заказчик же может быть один и тот же. Чаще всего похитителями оказывается работник музея, далекие родственники художника, которые считают, что только они могут владеть картиной, люди, желающие славы, одержимые поклонники.

Картина — это козырь

Одной из главных причин краж картин считают престиж в криминальных кругах. Воры хотят стать знаменитыми, создать хорошую репутацию и тем самым привлечь новые заказы. Кроме того, полотна проще провозить через границу, чем миллионы наличными. Стоит отметить, что похищенные работы известных художников помогают преступнику торговаться о снижении тюремного срока. Картина — это козырь.
Еще полотна воруют, чтобы получить выкуп от музея или государства. Например, в 1994 году из Национальной галереи Осло украли «Крик» Эдварда Мунка. Это был день открытия Олимпийских игр, и охрана смотрела трансляцию игр. Преступник за минуту выбил окно, снял картину, отключил сигнализацию и даже успел оставить записку с благодарностью за плохую охрану музея. Похититель хотел получить от государства один миллион долларов, хотя «Крик» оценивается в 75 миллионов долларов. Но в итоге деньги ему не дали — арт-детективы выдали себя за покупателей и арестовали его.
Часто картины похищают по заказу дилеров, мафиози или «черных коллекционеров». Хотя эксперты считают, что кражи для коллекционеров не случаются в реальной жизни, но в кино они выглядят эффектно. Для мафиози похищенное полотно становится страховкой при взаимодействии с властями. Например, ирландский мафиози Мартин Кэхилл использовал картины в качестве залога. Еще он обменивал их на наркотики, а за самые ценные («Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» Яна Вермеера и «Портрет актрисы Антонии Сарате» Франсиско Гойи) получил огромный займ у антверпенского торговца бриллиантами.

«Рембрандт на вынос»

Интересно, что есть картины, которые пользуются спросом у похитителей. Например, «Портрет Якоба де Гейна III» Рембрандта ван Рейна крали четыре раза. К счастью, каждый раз полотно возвращалось, но грабителей не нашли. Картину даже занесли в книгу рекордов Гиннеса как «полотно, которое чаще всего крали». Оно получило прозвище «Рембрандт на вынос».
Чаще всего крадут картины небольшого размера, например, «Маки» Винсента Ван Гога. Еще популярностью пользуются полотна, у которых есть авторские копии. Так, разные версии «Крика» Эдварда Мунка воровали более пяти раз.
Конечно, после краж музеи стараются улучшить систему безопасности, вкладывают средства в охрану. Но ресурсы в этой сфере скудны, что позволяет грабителям находить слабые места в системе безопасности.
2023-10-25 17:10 ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО