Продать краденые картины, особенно известные, очень трудно даже на черном рынке. Но тем не менее полотна постоянно похищают. Для чего воры это делают? Разбираемся в статье.
Активно красть картины начали с конца XIX-начала XX вв. В это время появилось много музеев для общей публики. Раньше же полотна находились в основном в частных коллекциях. Крупной кражей стало похищение «Мона Лизы» Леонардо да Винчи в 1911 году. Ее похитил сотрудник Лувра Винченцо Перуджа. Полотно нашли через три дня. По словам грабителя, он украл картину не из-за желания получить за нее деньги. У него была более высокая цель — его беспокоила несправедливость по отношению к итальянцам. Он был уверен, что «Мона Лиза» должна выставляться в Италии.
Сейчас тоже крадут полотна, несмотря на современную систему безопасности и камеры. Обычно грабитель — это всегда новый человек. Заказчик же может быть один и тот же. Чаще всего похитителями оказывается работник музея, далекие родственники художника, которые считают, что только они могут владеть картиной, люди, желающие славы, одержимые поклонники.
Картина — это козырь
Одной из главных причин краж картин считают престиж в криминальных кругах. Воры хотят стать знаменитыми, создать хорошую репутацию и тем самым привлечь новые заказы. Кроме того, полотна проще провозить через границу, чем миллионы наличными. Стоит отметить, что похищенные работы известных художников помогают преступнику торговаться о снижении тюремного срока. Картина — это козырь.
Еще полотна воруют, чтобы получить выкуп от музея или государства. Например, в 1994 году из Национальной галереи Осло украли «Крик» Эдварда Мунка. Это был день открытия Олимпийских игр, и охрана смотрела трансляцию игр. Преступник за минуту выбил окно, снял картину, отключил сигнализацию и даже успел оставить записку с благодарностью за плохую охрану музея. Похититель хотел получить от государства один миллион долларов, хотя «Крик» оценивается в 75 миллионов долларов. Но в итоге деньги ему не дали — арт-детективы выдали себя за покупателей и арестовали его.
Часто картины похищают по заказу дилеров, мафиози или «черных коллекционеров». Хотя эксперты считают, что кражи для коллекционеров не случаются в реальной жизни, но в кино они выглядят эффектно. Для мафиози похищенное полотно становится страховкой при взаимодействии с властями. Например, ирландский мафиози Мартин Кэхилл использовал картины в качестве залога. Еще он обменивал их на наркотики, а за самые ценные («Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» Яна Вермеера и «Портрет актрисы Антонии Сарате» Франсиско Гойи) получил огромный займ у антверпенского торговца бриллиантами.
«Рембрандт на вынос»
Интересно, что есть картины, которые пользуются спросом у похитителей. Например, «Портрет Якоба де Гейна III» Рембрандта ван Рейна крали четыре раза. К счастью, каждый раз полотно возвращалось, но грабителей не нашли. Картину даже занесли в книгу рекордов Гиннеса как «полотно, которое чаще всего крали». Оно получило прозвище «Рембрандт на вынос».
Чаще всего крадут картины небольшого размера, например, «Маки» Винсента Ван Гога. Еще популярностью пользуются полотна, у которых есть авторские копии. Так, разные версии «Крика» Эдварда Мунка воровали более пяти раз.
Конечно, после краж музеи стараются улучшить систему безопасности, вкладывают средства в охрану. Но ресурсы в этой сфере скудны, что позволяет грабителям находить слабые места в системе безопасности.