Что такое смерть, почему мы так боимся умирать, и что будет после смерти? «Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор». Эта цитата французского писателя и философа Франсуа Ларошфуко как нельзя лучше описывает отношение человека к смерти. Из всех философских проблем она оказывается самой близкой и понятной. А как философы разных эпох понимали смерть? Разбираемся в статье.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Смерть в Античности
В «Диалоге Федон» древнегреческий философ Платон вкладывает в уста Сократа знаменитую фразу: «Те, кто подлинно предан философии, заняты только одним — умиранием и смертью». Согласно теории идей Платона весь мир делится на идеи и вещи. Идеи вечны и неизменны, их мы можем познать только с помощью разума. А вещи всего лишь тени идей. Они доступны чувственному познанию. Философ должен стремиться выйти за рамки мира вещей, чтобы приблизиться к истине. Именно в момент смерти бессмертная душа по-настоящему приближается к миру идей, а значит, смерть — это не трагедия, а освобождение души из темницы тела. В античной мысли смерть иллюзорна. Это всего лишь переход из одного состояния в другое, которого не стоит бояться. В поздней Античности сразу несколько философских школ утверждают, что смерти бояться бессмысленно. Эпикур замечает парадокс: когда мы есть, то смерти еще нет. А когда смерть наступает, то нас уже нет. Мы сталкиваемся со смертью других, но опыт собственной смерти нам недоступен. Значит, бояться его нет смысла. Другая школа стоицизм предлагает нам представление о смерти как о прекращении любых ощущений. Мы ничего не ощущали и до рождения. Однако это нас почему-то не беспокоит. После смерти мы вернемся в это состояние, и ничего страшного в этом нет.
Смерть в Средневековье
Культура европейского Средневековья совсем иначе говорит о смерти. Всю суть средневекового взгляда на смерть отражает danse macabre или «пляска смерти». Речь идет о знаменитом сюжете в живописи и литературе. Смерть ведет к могиле хоровод из людей самых разных чинов и сословий. Так передается неотвратимость смерти и равенство всех перед ее лицом. Для христианства характерно представление о двойственной природе человека. У нас есть бессмертные души и бренные тела. А после смерти Господь воскресит души в новых более совершенных молодых телах. Такой подход к смерти отразился и на похоронном обряде. Если мы приедем в Париж, то увидим, что средневековые кладбища находились в центре города, например, на рыночных площадях. Это не были индивидуальные захоронения, в основном хоронили в общих могилах. Тело не так важно, человеку нужно больше думать о спасении души.
Философский камень
После реформации отношение к человеку и смерти снова меняется. Начинается новое время — эпоха расцвета светской науки, особенно физики, биологии, медицины. Смерть тоже осмысляется через естествознание как часть природы и закономерный процесс распада, которому подвержено все живое. Развивается анатомический театр, распространяются практики бальзамирования. Смерть становится научной проблемой, а ученые снова обращаются к поиску философского камня — эликсира бессмертия. С развитием медицины люди замечают, что мертвое тело — источник заражения.
С тех пор кладбища оказываются за чертой города. Однако смерть в новое время рассматривается не только как биологический, но и как социальный феномен. Этот процесс хоть и интимный, но чаще всего совершается на виду у других. Отсюда в искусстве и культуре нового времени появляется представление о достойной смерти без боли в собственной постели и в окружении родственников или доблестная гибель за долг. Вместе с тем у философов нового времени звучит новая идея социального или символического бессмертия, напрямую не связанного с воскрешением. Продолжать жить можно в своих потомках, учениках, благих делах. Философия нового времени утверждает ценность человеческой жизни. Это становится переломным моментом в развитии всей европейской мысли.
Красный Танатос
В самом начале XX века российский и советский психоаналитик Сабина Шпильрейн в своей докторской диссертации описывает феномен влечения к смерти. По мнению Шпильрейн, человек неосознанно стремится к разрушению собственного «я». Позже вокруг этого понятия Фрейд построит свою концепцию о двух главных движущих силах человеческой жизни: сексуальным влечении и влечении к смерти. Фрейд писал, что мы осознаем ценность явлений только тогда, когда понимаем, что они не вечны. Эта идея вошла в историю как эрос и танатос. Хотя сам Фрейд влечение к смерти танатосом не называл. Позднее это сделал немецкий психоаналитик Вильгельм Штекель. Современные исследователи советской культуры описывают особенное отношение к смерти, которое получило название «Красный Танатос». Под этим понимают стремление к героической смерти во имя общей цели. Ужасы Первой и Второй мировых войн, сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки, Холокост изменили представление о смерти не только в русской философии. Никто из философов не уделял так много внимания тема смерти, как экзистенциалисты. В 1945 году Жан-Поль Сартр прочитал лекцию «Экзистенциализм — это гуманизм», в которой утверждал, что в столкновении с отчаянием и смертью человек обретает настоящую свободу и понимает, что для него важно.
Смерть сегодня
Сегодня смерть становится скорее медицинской загадкой. Философы трансгуманисты считают, что это необязательный этап жизни и не экзистенциальная категория, а проблема, которую предстоит решить науке. Но для начала нужно понять, что такое смерть? Этот вопрос — причина дискуссий в рамках биоэтики. Сегодня смерть становится в том числе вопросом технологий, можно поддерживать жизнь человека в коме или вегетативном состоянии. Можно искусственно поддерживать работу сердца, легких, но как быть с мозгом? Отсюда появляется главный критерий смерти — прекращение работы сознания. Но можно ли победить смерть, сохранив сознание? Здесь есть два решения. Первое — усовершенствовать тело, сделать его бессмертным, то есть стать киборгом. Сегодня уже никого не удивить искусственным хрусталиком или напечатанном на 3D-принтере коленным суставом. Второй вариант появляется в связи с тем, что важным признаком жизни является участие в коммуникации. Возникает идея цифрового бессмертия или переноса сознания на внешний носитель.
Помни о смерти
К кому приходит старуха с косой? Как показывает история, представление о смерти меняется каждый раз, когда по-новому решается вопрос природы человека. Но зачем мы вообще думаем о смерти? Страх смерти, в отличие от других переживаний, всегда только мой, особенный. Именно смерть помогает нам понять собственную уникальность. Смерть других для нас трагична и печальна, но только собственная отражает гибель всего мира. Осознание смертности позволяет почувствовать себя живым и наполнить жизнь смыслом.