Мнение "Правого полушария интроверта" Время чтения - 2 минуты Автор - Елизавета Фандорина Приложение для саморазвития. Скачать
Современная культура погружена в ностальгию по прошлому – эстетика 90-х захватила музыку, кино и моду. Всюду артефактов прошлого: VHS и аудиокассеты, дискотеки с музыкой группы «Руки вверх» и Валерия Меладзе* (признан в РФ иностранным агентом), футболки с «Титаником»...
Почему мы мечтаем вернуться в 90-е? Долгие годы они воспринимались негативно: разрушение привычной жизни для миллиона людей, безработица, инфляция, вездесущий криминал. Особенно контрастно эти годы выглядят на фоне экономически стабильных и спокойных 2000-х. Но именно фильмы 90-х собирают полные залы на ретроспективах, модные бренды повторяют свои коллекции этого периода, а музыканты делают карьеру, используя его эстетику (например, певица Луна).
По чему мы скучаем?
Ощущение свободы
После упавшего железного занавеса страну заполнило огромное количество иностранной музыки, кино и книг. Появляется целая плеяда не скованных строгими рамками творческих людей, которые создают новое искусство. Появляется журналистика, телевидение, новая литература, кино и музыка. Отсутствие какой-либо цензуры, открытые границы и пьянящее ощущение вседозволенности — это девяностые.
Ощущение искренности
Почему так популярны фильтры, имитирующие пленочный фотоаппарат и зернистое качество VHS? Каждый кадр на пленочную мыльницу, полароид или видеокамеру с VHS стоил очень дорого. Мы не знали, как выглядим на фото и не делали десятки дублей ради идеального ракурса. Мы были искренне счастливы на тех пленках и хотим вернуть это ощущение.
Ощущение новизны
Весь мир как будто пересобирался заново — даже в бытовых мелочах. Новые продукты, одежда, тамогочи, пейджеры. Сейчас мы утомлены контентом и бесконечной новой продукцией, но тогда, накануне XXI века, мир был полон открытий и будущее казалось прекрасным.
Ностальгия позволяет воспроизвести события прошлого и переиграть их в комфортных условиях. А те, кто этого прошлого был лишен, получают уникальный опыт, иллюзию погружения во время, которое они или не помнят, либо вообще в нем не жили.
Ведь если вы чувствуете неудовлетворенность в каких-либо аспектах жизни, очень легко создать для себя «Золотой век», в котором все было бы правильно. Как в фильме Вуди Аллена «Полночь в Париже», в котором главный герой попадает в идеальное по его мнению время «потерянного поколения», где встречает Фицджеральда, Дали, Хемингуэя и др. Но там он узнает, что его герои недовольны своим временем и, в свою очередь, мечтают вернуться в конец ХIX века.
Наше поколение в отличии от всех предыдущих имеет уникальную возможность воссоздавать объекты ностальгии – перевыпускаются тамагочи, ожерелье «Сердце океана», часы Сasio, проводятся дискотеки 90-х и т.д. Так, через воспроизведение артефактов прошлого, мы делаем его частью нашего настоящего.