Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» является одним из самых знаменитых и важных произведений античности. Она олицетворяет собой не только высокое мастерство создателей, но и глубокий культурный контекст своего времени. Что отличает скульптуру от поэзии, рассказываем в статье.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Миф о Лаокооне
Лаокоон, по преданию, был троянским жрецом, который предупреждал своих сограждан о подозрительном даре греков — знаменитом Троянском коне. Согласно мифу, боги, желая скрыть истинные намерения греков, послали двух морских змей убить Лаокоона и его сыновей. Этот акт был интерпретирован троянцами как знак божественного гнева за осквернение священного дара, что в конечном итоге привело к падению Трои.
История создания скульптурной группы
Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» была создана во второй половине I века до н.э. скульпторами Агесандром, Полидором и Афинодором с острова Родос. Она была обнаружена в Риме в 1506 году на Эсквилинском холме, в том месте, где, по словам Плиния Старшего, она и находилась в древности.
Открытие скульптуры стало сенсацией. Архитектор Джулиано да Сангалло и великий Микеланджело Буонарроти подтвердили подлинность работы. Папа Римский Юлий II приобрел эту статую, и она была помещена в Ватикане в специально созданной для нее нише во дворце Бельведер.
Открытие скульптуры стало сенсацией. Архитектор Джулиано да Сангалло и великий Микеланджело Буонарроти подтвердили подлинность работы. Папа Римский Юлий II приобрел эту статую, и она была помещена в Ватикане в специально созданной для нее нише во дворце Бельведер.
Состояние скульптуры было хорошим, но некоторые части были утеряны, включая правую руку Лаокоона и по одной руке у каждого из сыновей, а также некоторые фрагменты змей. В 1850-х годах была проведена реконструкция, в ходе которой Лаокоону «вернули» правую руку, поднятую вверх. Этот образ скульптуры был зафиксирован и оставался неизменным до середины XX века.
Однако в 1905 году археолог Людвиг Поллак обнаружил оригинальный фрагмент утраченной руки, который показал, что в действительности рука была заведена за голову. В результате, в 1955–1957 годах была проведена очередная реставрация, в ходе которой скульптурная группа была возвращена к своему первоначальному виду.
Однако в 1905 году археолог Людвиг Поллак обнаружил оригинальный фрагмент утраченной руки, который показал, что в действительности рука была заведена за голову. В результате, в 1955–1957 годах была проведена очередная реставрация, в ходе которой скульптурная группа была возвращена к своему первоначальному виду.
«Лаокоон или о границах живописи и поэзии»
В своем труде Лессинг говорит о том, что изобразительное искусство должно фокусироваться на изображении прекрасных моментов в пространстве, в то время как поэзия должна описывать действия во времени. Скульптура «Лаокоон», по мнению Лессинга, идеально демонстрирует эти принципы, поскольку художники выбрали именно тот момент, который способен передать максимальную выразительность без излишней драматизации, которая была бы характерна для литературного произведения.
Лессинг отмечает, что скульпторы избегли изображения крайних моментов агонии и страдания, которые могли бы вызвать отторжение у зрителя. Вместо этого они сосредоточились на изображении достойного и сдержанного выражения боли, что делает произведение еще более трогательным и возвышенным. Это сдержанное выражение боли соответствует античным идеалам гармонии и меры, и в то же время позволяет зрителю сопереживать героям скульптуры.
Лессинг отмечает, что скульпторы избегли изображения крайних моментов агонии и страдания, которые могли бы вызвать отторжение у зрителя. Вместо этого они сосредоточились на изображении достойного и сдержанного выражения боли, что делает произведение еще более трогательным и возвышенным. Это сдержанное выражение боли соответствует античным идеалам гармонии и меры, и в то же время позволяет зрителю сопереживать героям скульптуры.