На картине «Не ждали» Ильи Репина изображено возвращение ссыльного революционера. Художник долго над ней работал, это было связано с политической обстановкой в стране. Так в чем суть полотна? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Народники: преступники или мученики?
Картину «Не ждали» считают завершением народнической серии Ильи Репина, над которой художник работал с 1870-х до 1890-х гг. Дело в том, что в обществе отношение к народникам менялось. После казни народовольцев, которые убили Александра II 1 марта 1881 года, общество раскололось на два лагеря. Кто-то считал, что убийцы заслуживают наказания, так как они нарушили заповедь «не убий». Другие придерживались мнения, что стоит их помиловать, и смотрели на народовольцев как на мучеников. На полотне «Не ждали» Репин изображает неожиданное появление ссыльного после каторги. Такое название добавило интригу в сюжет. Художник выстроил композицию таким образом, что ссыльный только вошел, а мать уже приподнялась с кресла. Движения героев не завершены. Зрители сами могут додумывать продолжение сцены.
От радости встречи до удивления и тревоги
Репин писал ссыльного с Всеволода Гаршина, а других героев с жены Веры Репиной, дочери, тещи и друзей. Во время работы над картиной художник почти не менял обстановку, чего нельзя сказать про персонажей. Образ ссыльного давался ему с трудом. Сначала живописец показал его как смелого и решительного. Но его лицо Репин менял три раза. В результате мы видим сломленного жизнью революционера. У него сомневающийся и неуверенный вид. Тем самым художник по-другому истолковал смысл картины. Его герой наделен психологизмом. Он смотрит на родителей и думает, примут ли его, как встретят.
Интересно, что у полотна «Не ждали» есть и первоначальный эскиз, на котором изображена девушка в роле ссыльной. Там чувствуется радость встречи. А вот атмосфера картины «Не ждали» абсолютно другая.
Важное значение здесь имеет обстановка. Мы видим деревянный пол, простые обои, бедность. По таким деталям, как портреты Шевченко и Некрасова, а также убитого народовольцами Александра II на стене мы понимаем, что ссылка была с политическим подтекстом.
Встреча ссыльного
Илья Репин выбрал самый острый момент. Ссыльный только вошел в дом, горничная выглядит испуганной, родным сложно поверить в возвращение каторжника. Мать и жена изображены в черных траурных одеждах. Мать привстает и протягивает руку. Мы не видим ее лица, но можем догадаться, что она плачет.
Жена сидит за пианино. Увидев супруга, она замерла. У зрителей складывается чувство, что героиня готова вскочить и броситься ему на шею. Одна одновременно рада и испугана. Девочка смотрит на отца настороженно. Она плохо помнит его, так как была совсем маленькой, когда его сослали. Мальчик вытянулся, приоткрыл рот. Возможно, через секунду он завизжит от радости. На картине персонажи переживают смешанные эмоции: от счастья до страха.
Полотно было представлено на XII передвижной выставке. Общество приняло его неоднозначно. Критик Владимир Стасов сказал, что это «самое крупное, самое важное, самое совершенное его создание». В рецензии в «Московских ведомостях» говорилось картину называли «ошибкой» и «фальшью».