Творчество Фриды Кало — это живописная автобиография. Из работы в работу переходят устоявшиеся символы-метафоры, которые создают особенную художественную систему мексиканской художницы. Символы эти просты, искренни и прямолинейны. Они отсылают к одним и тем же неизменным темам. Рассмотрим их подробнее.
Эта тема реализована в картине «Я и моя нянька». В ней отражена связь между Фридой, которая представляет себя ребёнком со взрослой головой, и кормилицей в образе мексиканского идола.
Этот отражение жизненной силы и вдохновения, которые художница получает от своих корней, страны, культуры. «Я и моя нянька», 1937 г.
Продолжение рода
В работе «Мои бабушки, дедушки, родители и я» мотив продолжения рода реализуется несколько раз.
Сама маленькая Фрида, изображённая в 4-летнем возрасте, проводит рукой в сторону эмбриона, что находится в чреве её матери. Ниже — сперматозоид, оплодотворяющий яйцеклетку, а рядом — цветок гибискуса, который в мексиканской культуре воспринимается как «цветок жизни». «Мои бабушки, дедушки, родители и я», 1936 г.
Одиночество и воссоединение
Не менее важная тема в творчестве Фриды Кало — независимость от мужа, отделение от него. Это реализуется через необычные метафоры. Например, через отрезанные волосы. В верхней части картины «Автопортрет с отрезанными волосами» есть ноты и слова на испанском. Это мексиканская народная песня, в которой такие строки:
Я любил тебя, когда у тебя были длинные волосы. Теперь ты лысая и я тебя больше не люблю.
«Автопортрет с отрезанными волосами», 1940 г. и «Автопортрет с косой», 1941 г.
Эротика и трагедия
Единожды встречающийся, но не менее пронзительный символ творчества Фриды — орхидея. Сама Кало в дневнике писала о том, что этот цветок Диего принёс ей наутро после выкидыша. С одной стороны, цветок отражает любовь и нежность, с другой — страдания и печаль о том, как физически неспособная выносить и родить ребёнка Фрида переносит символическое «выключение» из вечного круговорота жизни и смерти.
Физическая боль и мученичество
О буквальном выходе внутреннего, личного, ужасного, но абсолютно естественного повествует работа «Без надежды». Состояние Фриды — словно раскачивающийся во маятник. То «Без надежды», то «Дерево надежды — стой прямо».