Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Разбор «Тайной вечери» Леонардо

Это одно из самых важных произведений в истории искусства, и его хрупкость лишь усиливает чувство благоговения перед ним. Давайте вместе разберемся, как оно было создано, что на нем изображено и что всё это значит.

Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

История создания


Эту роспись для свежепостроенной трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане заказал Леонардо его покровитель Лодовико Сфорца. Работа над ней шла с 1495 по 1498 гг.

«Тайная вечеря» (1495–1498)
«Тайная вечеря» (1495–1498)

Сюжет


Тайная вечеря – последняя трапеза Иисуса с учениками, во время которой он объявил, что один из них предаст его.
Сюжет этот был очень популярен: его можно найти в мозаике, книжной миниатюре, витражах, шпалерах и, конечно, живописи.

В XV веке фрески на эту тему были очень популярны в монастырских трапезных. Поскольку монашеские обители были обителями молчания, это диктовало и настроение фресок: вместо драматизма (как у Тинторетто) — состояние глубокой задумчивости. Что мы видим и у Леонардо.

Идеальная перспектива


В «Тайной вечере» Леонардо добился изображения идеальной перспективы. Она была необходима, чтобы создать эффект присутствия.


Композиция


Фреска гениальна и своей композицией. Во-первых, точка схода перспективы приходится ровно на фигуру Иисуса. Во-вторых, Леонардо собрал фигуры апостолов в группы по три, что имеет и символическое значение. В истории Христа всюду фигурирует эта цифра:  Троица, три волхва, 33 года.

Важно отметить, что все фигуры изображены по одну сторону стола, в то время как Иуду до этого было принято изображать сидящим напротив остальных.


Кто изображен


Фреска показывает ровно тот момент, когда Иисус произносит слова о будущем предательстве. Его лицо смиренно. Апостолы же взволнованы этой новостью.

Первая тройка слева (Варфоломей, Иаков мл. и Андрей) удивлена, лица апостолов обращены к Иисусу.

Во второй тройке видим возмущенного Петра с ножом в руке, отшатнувшегося Иуду и Иоанна, который от услышанной новости начал терять сознание и клониться в сторону Петра.


Справа от Христа — Фома Иаков ст. и Филипп. Фома изображён с поднятым пальцем, символом его будущего неверия в воскрешение Иисуса. 

Замыкают композицию Матфей, Фаддей и Симон, бурно обсуждающие новость между собой.


Обратите внимание, Иисус и Иуда одновременно тянутся рукой к тарелке. Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус предсказывает, что предатель протянет руку к еде вместе с ним.


Сохранность фрески


Эта роспись — пример того, как могут ошибаться даже лучшие умы человечества. Её некорректно называть фреской, поскольку эта техника предполагает работу красками по сырой штукатурке. Леонардо она не устраивала, поскольку фреска требует быстрой работы без возможности вносить существенные исправления.

Доменико Гирланлайо 1480 г., Андреа дель Кастаньо 1445 г.

Художнику было важно работать неспешно, используя фирменный прием сфумато, который требовал наложения множества полупрозрачных слоев. Поэтому он работал по сухому слою из смеси смолы, гипса и мастики. Это его и подвело. Фреска начала разрушаться очень быстро. Уже во второй половине XVI века говорили, что произведение практически разрушено.

Также на месте ног Христа виден след замурованного дверного проема. Повреждение изображения произошло из-за того, что монахи решили установить дверь в этом месте стены. 

Во время войны в 1943 году в здание попала бомба: стена с фреской устояла лишь благодаря чуду.

Масштабную реставрацию фрески начали лишь в 1978 году. Длилась она 21 год. Будем надеяться, что ее получится сохранить еще на многие столетия.

Правое полушарие Интроверта 




ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО