В исторической науке существует множество разнообразных течений. Одни исследователи сосредоточены на фактах и документах, других интересуют идеологические и психологические мотивы поведения человека. В ХХ веке во Франции формируется так называемая школа «Анналов». Отличительной чертой этого направления становится синтез идей и методов различных дисциплин: культурной антропологии, географии, социологии и некоторых других наук. Целью представителей школы являлось наиболее полное описание исторических событий.
Для традиционной французской историографии преобладающим был позитивистский подход. Учёные до ХХ века предпочитали работать с документами. Считалось, что простая систематизация исторических сведений даёт объективную и полную картину эпохи.
Не все историки соглашались с такой позицией, научное сообщество начало разделяться. Противники позитивизма указывали, что историк чаще всего работает с исключительными событиями и неординарными личностями, тогда как анналисты обратились к изучению сознания и ментальности, повседневной жизни простых людей, к символике, обрядам и ритуалам. Главным для последователей этой школы стал процесс понимания того, что было в головах людей предшествовавших эпох.
Журнал «Анналы»
В 1920-х годах исследователь средневековья Марк Блок знакомится с историком Нового времени Люсьеном Февром. Оба учёных были профессорами Страсбургского университета. В 1929 году они открывают научный журнал «Анналы экономической и социальной истории». Издание выпускается и в наши дни, лишь с немного сокращённым названием.
Журнал послужил платформой для выражения нового видения в историографии. Авторы упрекали старую историческую школу в ограниченности, так как она была сосредоточена на исключительных личностях и судьбоносных событиях, и претендовали на создание «новой науки». Судя по огромному влиянию школы «Анналов», проект Блока и Февра действительно удался: в истории произошел эпистемологический поворот. Исторический источник стал ценным сам по себе, даже если он фальшивка.
Первое поколение
Учёных, работавших в рамках «новой исторической науки», принято разделять на несколько поколений. Первое поколение представляют сами основатели школы. Люсьен Февр в своих работах заострял внимание на культурной составляющей исторического процесса. Историк считал, что невозможно понять действия человека, если не учитывать его религиозные взгляды и мировоззрение. Он даже ставил психологические факторы выше экономических и социальных.
Для Блока также характерен интерес к сознанию человека, его субъективной картине мира. Изучение истории с точки зрения Марка Блока должно напоминать встречу двух людей. Чтобы разобраться в причинно-следственных связях событий прошлого, учёному стоит отказаться от современного мышления. Ведь сознание человека прошлых эпох очень сильно отличалось от нашего.
Второе поколение
В следующее поколение школы вошли ученики Блока и Февра. Одним из виднейших представителей этой группы был Фернан Бродель. Он создал собственную концепцию исторического времени, разделив социальные процессы на категории по длительности:
Время продолжительных процессов экономической направленности.
Время преобразований в общественной жизни.
Время крайне коротких политических явлений.
Сам историк сосредоточился на изучении длительных и масштабных процессов, которые были продиктованы природными факторами. Бродель также считал необходимым принимать во внимание географию и экономику при анализе исторического события.
Жак Ле Гофф был специалистом по Средним векам, автором книг о католических святых и королях. В его сферу интересов входили небольшие временные отрезки и быстро меняющиеся структуры социума. Главным предметом изучения для Ле Гоффа стала ментальность и культура Средневековья.
Стоит также упомянуть Жоржа Дюби, крайне влиятельного историка школы «Анналов». Дюби, как и его коллеги, изучал средневековую Западную Европу. Он был продолжателем дела Блока, развивал положения теории своего учителя. Темами трудов Жоржа Дюби стали экономика и менталитет, различные социальные проблемы, положение женщин.
Третье поколение
В период между 1968 и 1989 годами во Франции работают историки, входящие в третье поколение школы «Анналов». Его главным представителем считается Эммануэль Ле Руа Ладюри. Этот учёный имел крайне обширный круг объектов исследования. Он занимался географическими, ментальными и религиозными факторами исторического процесса.
Некоторые работы Ладюри выполнены в формате микроистории. Это направление сосредоточено на жизни маленьких общин, повседневном быте обычного человека. Ладюри подробно изучил и описал события, которые классическая история оставляет без внимания. Он старался донести идею, что для крестьян в отдалённой деревне гораздо важнее их мелкие заботы, чем масштабные международные события.
Четвертое поколение
Последняя волна представителей «новой исторической науки» совпала с эпохой постмодерна. В историографии произошел так называемый «лингвистический поворот», синтез истории и языкознания. Ученые четвертого поколения школы обратились к проблеме создания и восприятия текста.
Жак Ревель, специалист по историографии XIX–XX веков, поднял вопрос о роли и методе современного историка. Должен ли учёный описывать те события, которые происходят сегодня? В чём тогда отличие историка от журналиста, как быть уверенным в объективности исследования?
Важным моментом также является наличие у исследователей собственной точки зрения, которая может транслироваться аудитории. Ревель замечает, что мы живём в век информационных технологий, когда фиксировать и передавать данные о событии может каждый желающий.
Профессор Роже Шартье посвятил себя исследованию истории книгопечатания. Важным для историка является не только процесс создания документов, но и варианты их прочтения. Интерпретация текста напрямую зависит от мышления читателя. Учёный также обратил внимание на трудности перевода научных терминов. Некоторые понятия Шартье считает необходимым оставлять без перевода, чтобы точнее выразить их суть. Историю идей учёный считает наиболее проблематичной для систематизации областью науки.
Влияние школы «Анналов»
Актуальность идей, предложенных Марком Блоком и Люсьеном Февром, сложно переоценить. Обращение к человеку как действующему лицу в историческом процессе было настоящей революцией.
Историки школы «Анналов» объединили в своих трудах социологию, психологию, географию, экономику, заложили основу для современных междисциплинарных исследований. Была создана целостная, многогранная картина человеческой жизни. Развитие социума теперь не представляется лишь как череда масштабных событий и великих правителей. Каждый член общества, каждая идея вносят свой вклад в формирование современного мира.