Автор: Андрей Наседкин, филолог, литературовед (НИУ ВШЭ), член Группы Достоевского (ИРЛИ РАН)
Чацкий, Онегин, Печорин — все они «лишние люди». Те самые меланхоличные плохие парни, в которых хочется влюбиться. Без этого типа героев сложно представить русскую литературу. «Лишние люди» олицетворяют дух и проблемы XIX века. Их поведение — это пощечина для общества. Но почему они так привлекают читателей? Как «лишние люди» появились в русской литературе? И как менялся их образ?
Время чтения: 8 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Как появился образ «лишнего человека»?
В русской литературе тип «лишнего человека» сформировался в рамках романтической традиции. На это значительно повлиял поэт-романтик Джордж Байрон. Именно он впервые вывел образ задумчивого героя, который рвет связи с надоевшим обществом.
В поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» Байрон создал новый тип литературных персонажей — байронического героя. Чайльд Гарольд — это молодой аристократ, которого разочаровывает жизнь и общество. Он мрачен, тосклив и уже пресытился удовольствиями. Характерные черты байронического героя: глубокое одиночество, разочарование в окружающем мире и острый ум. Несмотря на мрачные взгляды и цинизм, он сохраняет притягательную харизму. Такой герой погружается в меланхолию и чувствует себя отчужденным от общества. Это ключевые признаки романтической эпохи. Подобное состояние часто называли «мировой скорбью» или «болезнью века». Это отражало общую тревогу и внутреннюю опустошенность того времени.
Обрати внимание: важная черта романтизма как направления в литературе — склонность к индивидуализму. Романтические герои стремятся отрезать себя от общества. Они выступают против сложившихся устоев и традиций. Ярче всего это выразил Грибоедов в образе Чацкого из комедии «Горе от ума». Чацкий — интеллектуал с критическим умом. Он не может смириться с тем, насколько лицемерно и узколобо его окружение. Острые, саркастические высказывания о светской Москве и «веке минувшем» говорят о том, что он глубоко разочаровался в мире. Фамусовское общество живет по устаревшим законам. Позиция Чацкого становится для них настоящим вызовом:
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
В финале «Горя от ума» Чацкого называют сумасшедшим. Это кульминация его конфликта с московским обществом. Слух о безумии быстро распространяется благодаря интригам Молчалина и поддержке Фамусова. Даже Софья, на чье мнение Чацкий надеется, верит в эту ложь. Общество не только отвергает идеи Чацкого, но и клевещет на его. Именно тогда он осознает, что стал чужим в том мире. Отсюда и название литературного типа — «лишний человек». Подобный герой не находит своего места в современном ему обществе.
Чацкий — один из первых и самых ярких примеров «лишнего человека» в русской литературе первой половины XIX века. Литературный тип отражал дух той эпохи. Лишние люди стали символом бунта и в то же время бессилия перед системой.
Что отражает образ Онегина?
Больше всего поэзия Байрона повлияла на Пушкина. Евгений Онегин — образцовый «лишний человек», который задал новую моду в литературе.
Фигура Онегина воплощает все ключевые черты байронического героя и «лишнего человека» соответственно. Он разочаровывается в жизни и ценностях, чувствует внутренние терзания и хочет отстраниться от окружающих. Онегин — молодой аристократ и обладает многими привилегиями своего класса. Он хорошо образован, умен и привлекателен. Благодаря этому Онегин мог бы успешно существовать в светском обществе. Но уже с самого начала романа Пушкин подчеркивает его «тоскующую лень»: ему надоели светские развлечения и суета. Онегин устал от балов, любовных интриг и бесцельного времяпрепровождения:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели…
Отчуждение Онегина ты точно заметишь в его отношениях с другими персонажами. Во-первых, он отказывает влюбленной Татьяне. Онегина затягивают собственные размышления и экзистенциальный кризис. Он слишком погружен в это, чтобы откликнуться на ее чувства. Конечно, все меняется в конце романа. Онегин осознает, что променял свое счастье на «вольность и покой». Во-вторых, на дуэли он убивает своего друга, Ленского. Отменить поединок ему помешала болезненная гордость. При этом Онегин способен оценивать и критиковать свои поступки. Например, он жалеет о том, что из мести заигрывал с Ольгой на именинах Татьяны:
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
Онегин убивает Ленского не из-за реальной вражды, а из-за собственного безразличия к людям. Его образ в романном мире Пушкина влечет за собой разруху. Именно поэтому Онегина можно назвать человеком «лишним». Он проживает кризис, который был характерен для всей интеллигенции XIX века. У Онегина есть все: он не понимает, к чему стремиться.
Чем Печорин отличается от более ранних «лишних людей»?
Лермонтов вдохновился Онегиным и создал своего «лишнего человека» — Григория Печорина из романа «Герой нашего времени». Но черты пушкинского персонажа он довел до предела.
Как и Пушкин, Лермонтов назвал героя в честь русской реки. Фамилия Онегина происходит от названия реки Онеги на севере России. А Печорина назвали в честь другой северной реки — Печоры. Это действительно родственные герои. Они оба внешне привлекательные и таинственные аристократы. Только вот мотивы Онегина можно объяснить равнодушием и цинизмом. А Печорин более осознанно страдает от разлада с миром и самим собой. Правда, это не помогает ему справиться с этим состоянием. Он признает, что делает людей вокруг себя несчастными. Другими словами, Печорин сам прекрасно понимает, что является «лишним человеком»:
«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться».
Внутренние противоречия подталкивают Печорина к жестоким действиям. Он похищает Бэлу и убивает Грушницкого. Да, даже на сюжетном уровне ты увидишь, как роман Лермонтова пересекается с «Евгением Онегиным». Печорин вырос в дворянской среде и привык к светскому обществу. Но постепенно он отрекается от аристократических идеалов и не находит себе места среди высших кругов.
Получается, Лермонтов позаимствовал образ «лишнего человека» у Пушкина, но усложнил его на психологическом уровне. Более того, жанр прозаического романа и повествование от первого лица в «Журнале Печорина» помогают лучше понять мотивацию Печорина. Отсюда и повальная любовь читателей к не самому привлекательному персонажу в русской литературе.
Итак, вот 3 важных тезиса об образе «лишнего человека»:
- У «лишних людей» романтические корни, которые тянутся к произведениям Байрона. Он первым создал образ отчужденного от общества интеллектуала. Его герои, вроде Гарольда, стали прототипами для многих русских персонажей. Например, Чацкого, Онегина и Печорина.
- Онегин ярко воплощает черты «лишнего человека» и кризис интеллигенции XIX века. Он избалованный представитель дворянства, который разбивает сердце юной девушки и бездумно убивает собственного друга.
- Печорин — более осознанный «лишний человек», но это не помогает ему обрести гармонию. «Лишние люди» идут на безумные поступки, чтобы острее ощутить жизнь. Хотя это приводит к еще большим потерям.