До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Тед Лассо»: как сохранить любовь к людям, несмотря ни на что?

Тед Лассо не похож на большинство героев, к которым мы привыкли. Он никогда ни с кем не конфликтует, всем помогает и безнадежно верит в «ромкоммунизм» — правдивость ромкомов. Кому-то из-за своей доброты Тед может показаться наивным, однако он не питает иллюзий о мире и других людях. Например, он легко может понять, кто его подставил, даже тогда, когда зрители об этом не догадываются.


Почему же Тед продолжает верить в людей? Как ему удается принимать и любить других, несмотря ни на что? И каких философских идей он придерживается?

Автор: Глеб Андреев

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Чему учит Тед Лассо?


Тед Лассо — тренер университетской команды по американскому футболу. Но однажды его приглашают тренировать английскую профессиональную команду, которая играет они в совсем другую игру — европейский футбол.

Тед «знает, что ничего не знает» об этой игре, и сам готов учиться. Он не может научить команду играть в футбол — это они умеют лучше него, — но все же становится для них учителем, в некотором смысле духовным наставником. Он учит игроков и даже владелицу футбольного клуба Ребекку верить в себя и идти к своим целям. Тед становится для них примером. Он оказывается во враждебной среде: болельщики его оскорбляют, Ребекка ожидает провала, и тоска по дому одолевает в чужой стране. Но Тед не сдается, он продолжает работать и делает все возможное, чтобы добиться успеха. Как ему это удается?


Даосизм


В каком-то смысле Теда Лассо можно назвать даосом. В чем заключается философия даосизма? Наибольшее значение в ней имеет «дао»: этот термин можно перевести как «путь». Даосизм разрабатывал идею недеяния — «у-вэй»; ее также называют созерцательной пассивностью. Так и Тед не делает «резких движений». Когда его тайну раскрывают журналистам, он просто смиряется с этим и ничего не предпринимает, оставаясь беспристрастным. И это не потому, что он боится или не хочет ввязываться в конфликт: это его осознанный выбор, таков его путь.

Недеяние на самом деле может оказаться весьма активным действием: ведь в любой непонятной ситуации проще что-то сделать или в крайнем случае запаниковать.

Но суметь принять реальность такой, какая она есть, и не пытаться ее изменить — это в действительности большой труд.

Тед, по сути, следует заветам древнекитайского философа Лао-Цзы. Хотя команда Теда часто проигрывает, поражения не могут его сломить: он «не борется, благодаря чему непобедим». Что это значит? Теда не могут победить ни фанаты, ни соперники, ни журналисты, ведь он и не борется с ними. Он идет своей дорогой к успеху, в который верит тогда, когда все смеются над ним. 


Лао-Цзы говорил: «Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен». Теда нельзя в этом упрекнуть: он прекрасно понимает, что ему недостает знаний и умений, и с легкостью готов признать это и сделать все, чтобы понять, что такое офсайд, как в футболе возможны ничьи и почему Бог это допустил.

Согласно даосизму, всякий, кто хочет управлять миром, уничтожит его, всякий, кто захочет завладеть им, потеряет его. Тед же никогда не пытается управлять миром и людьми. Если он печет печенье для Ребекки, то это не для того, чтобы завоевать ее расположение и манипулировать ею. Он просто хочет наладить с ней отношения, чтобы стать настоящей командой.

Как же следует жить согласно даосизму? Человек должен осознать себя частью мира и не сопротивляться ему, следовать по пути добродетели «дэ» и так прожить всю жизнь. Даос ищет отраду в простоте. Так и поступает Тед: для него счастье в простых вещах и мелочах.



По словам Лао-Цзы, «непротивленца» также отличают также «доверчивость, доброта и забота о народе» — пожалуй, главные качества Теда. Он доверяет миру, добр ко всем без исключения и заботится о каждом, кто в этом нуждается. 

Альтруизм

Почему Тед Лассо иногда совсем забывает о себе и приходит на помощь другим? Отчасти его можно назвать альтруистом. Этот термин ввел французский социолог Огюст Конт: под альтруизмом мы понимаем принцип, основанный на бескорыстном принесении блага другому.

Считается, что альтруизм противоположен другой крайности — эгоизму. Именно здесь возникает идея категорического императива Иммануила Канта. Кант говорил о том, что к другим людям нужно относиться как к цели, а не средству. Пожалуй, в современном мире такое встречается нечасто. Например, социолог Эрих Фромм еще в XX веке писал, что люди стали воспринимать других как товар. О каком альтруизме или хотя бы заинтересованности в человеке может идти речь, если мы воспринимаем друг друга лишь как функции, которые удовлетворяют наши потребности?

Конечно, философия Теда Лассо выглядит на этом фоне как высшая степень альтруизма. Теду интересны сами люди: он хочет их понять и помочь им. Осознавая, насколько в этом мире всем непросто, он старается не усложнять другим жизнь. Однако постоянная забота о других и пренебрежение собой губительны для человека. И Тед — яркое тому доказательство. 


Возлюби ближнего, как самого себя


Против альтруизма и «любви к ближнему» в христианстве восставал Фридрих Ницше: для него «рабская» идеология христианства была тупиком на пути к появлению сверхчеловека. Однако Тед вовсе не любит других, «как самого себя»: к другим он относится гораздо лучше, чем к себе.

Тед никогда не жалуется. Например, он не рассказывает о том, что в ответственные моменты его мучают панические атаки. Он игнорирует собственные проблемы со здоровьем, и однажды из-за этого ему становится плохо прямо во время важного матча. И даже после этого, пытаясь быть удобным, он все сводит к шутке, лишь бы не показать свою слабость. Однако в итоге Тед понимает, что нельзя помочь другим, когда самому нужна помощь, и обращается к психотерапевту.

Но как Теду удается сохранить любовь к людям, даже когда они не относятся к нему так же? Согласно Канту, мы делаем людям добро не потому, что любим их. Наоборот: относясь к людям по-доброму, мы со временем начинаем их любить. Именно поэтому Кант видит наш долг не в человеколюбии - невозможно любить из долга, - а в том, чтобы в меру наших сил делать людям добро вне зависимости от того, любим мы их или нет. Поэтому всем нам стоит относиться более внимательно и бережно к другим — но прежде всего к самим себе.






Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
VK |YouTube|Сайт  
ФИЛОСОФИЯ