Схожесть фамилий этих художников давно стала мемом. Однако в каждой шутке есть доля правды: Мане и Моне часто путают незнакомые с их творчеством люди. Рассказываем, как отличить их работы и о стилях, в которых они творили.
Эдуард Мане родился 23 августа 1832 года в Париже. С детства он проявлял интерес к искусству и пытался поступить в Парижскую школу изящных искусств. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра. В начале карьеры на него сильно повлиял популярный в те годы реализм, который тесно был связан с возникшими техниками импрессионизма. Это юношеское впечатление осталось с ним на всю жизнь и повлияло на тематику его картин: он писал о социальных аспектах жизни, использовал чёткие линии и образы.
Одна из ключевых особенностей стиля Мане — его осведомленность о передовых техниках и художественных направлениях своего времени. Он не боялся экспериментировать, встраивая появляющиеся техники в своё творчество. К тому же, Мане проявлял большой интерес к скандалам и политике, что отражалось в его творчестве: он изображал сцены из парижской жизни, политические события, военные конфликты и другие социально значимые темы.
Он писал произведения, которые отсылали к эстетике и декадансу Бодлера, натурализму Золя и де Мопассана. Его первые работы, «Любитель абсента» и «Мальчик с вишнями», не хотели выставлять в Салоне (французская ежегодная выставка), так как они шли вразрез с господствовавшим тогда академизмом.
Пик неприятия тем и техник Мане выпадает на 1865 год, когда он выставляет в Салоне картину «Олимпия». Современники посчитали её крайне непристойной и вульгарной, она спровоцировала грандиозный скандал.
Импрессионизм Клода Моне
В 1865 году в Салоне принимает участие и Моне: он принёс туда свои марины. Два морских пейзажа висели рядом с «Олимпией», из-за чего часть посетителей решила, что это тоже полотна Мане, которые неверно подписали в спешке организаторы.
Моне — сын бакалейшика, который чудом сумел вырваться из-под отцовской опеки и стать художником вместо продолжения династии торговцев. Он начал свой путь в искусстве с карикатур, они прославили юного художника на весь родной город, Гавр. Его приход к пейзажам анекдотичен: изначально он их ненавидел. Ему были знакомы работы Эжена Будена, который постоянно звал его с собой на планеры. После череды отказов Моне сдался — и так начался его путь любителя природы, посвятившего неисчислимое количество картин именно пейзажным зарисовкам.
Его пейзажи значительно отличаются от картин Мане: он не заморачивается с чёткостью линий, работая крупными и широкими мазками. Его главная цель — передать эмоцию, которую вселяет увиденный однажды пейзаж. Он передавал неповторимость света и цвета в природе: на его картинах присутствует много воздуха. Он предпочитал не смешивать цвета, а пользоваться только «чистыми» оттенками, наслаивая их друг на друга.
Завтраки на траве
У обоих художников есть картины под названием «Завтрак на траве». Оба полотна выполнены в схожей гамме, однако если поставить их рядом друг с другом, станут очевидны все отличия в стилях художников.
Эдуард Мане пишет свою версию в 1863 году. Она была выставлена Салоне отверженных, спонсированном Наполеоном Бонапартом — туда отнесли свои картины все художники, чьи работы отверг французский Салон.
Стиль картины порывает с академическими традициями того времени. Резкий «фотографический» свет устраняет полутона. Мане не пытался скрыть мазки кисти, и картина поэтому в некоторых местах выглядит неоконченной. Картина Мане не нашла поддержки у публики, а художника даже обвинили в сумасшествии и неумении рисовать. Публика также расценила полотно как провокацию и неуважение к принципам академического искусства.
Клод Моне написал собственный «Завтрак на траве» в качестве заявки на Парижский Салон 1866 года. а также в качестве своеобразного вызова Эдуарду Мане. Изначально он планировал создать масштабный труд размером 4х6 метра, однако это ему не удалось — полотно таких больших размеров так и осталось недописанным. Правый фрагмент подгнил из-за влажности и был навсегда утерян, а сохранившиеся части картины — левая (4,18 × 1,5 м) и средняя (2,487 × 2,18 м) — выставлены сегодня в музее Орсе.
Художника интересовало не написание бытовых деталей, а запечатление свободным мазком игры солнечного света на листве, платьях дам, скатерти на траве. Естественный свет, видимый на волосах и плечах людей, размытие цвета на тщательно прорисованных листьях деревьев — всё это признаки импрессионистической техники.
Главные отличия
Если вас поставят перед неподписанными произведениями Мане и Моне и попросят определить, кто из них нарисовал картину слева, а кто — справа, можно пройтись по следующему списку деталей:
Во-первых, обратите внимание на мазки. У Моне они наслаиваются друг на друга, написаны, скорее всего, широко, размыто и с акцентом на передачу эмоций. Мане же скрупулезно выводит контуры и фигуры, действуя в более реалистической манере. Недаром существует расхожая фраза: «Мане — люди, Моне — пятна». Она справедлива далеко не во всех случаях (например, у обоих художников есть картины с одинаковым названием «Большой канал в Венеции», и обе выполнены в импрессионистической манере), однако ей можно руководствоваться;
Во-вторых, посмотрите на манеру обращения с цветами и игрой света. В палитре оттенков и теней проявляются индивидуальные особенности художников. Мане часто использовал более темные и насыщенные цвета, создавая контрасты и играя с тенями. Он воплощал тонкие переходы между светом и тенью. С другой стороны, Моне был известен своей яркой и живой цветовой палитрой, в которой он использовал яркие оттенки для передачи настроения и эмоций;
В-третьих, можно попробовать поискать детали: Моне любил вписывать лилии в каждый пейзаж, они — отличительная черта его картин. У Мане лилий вы не найдёте.