Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Оскар» никогда не был справедливым?

Премия «Оскар» — вершина актерской и режиссерской карьеры. Получить золотую статуэтку значит обрести мировое признание и оставить свое имя в веках. Вот только если заглянуть в шорт-листы премии за XX век, можно удивиться, что названия многих фильмов и имена режиссеров нам почти не знакомы. Но зато мы прекрасно помним Хичкока и Кубрика, которые никогда не удостаивались «Оскара».

Что же получается, киноакадемики игнорируют по-настоящему хорошее кино? А в последнее время и вовсе отдают награды только тому, что соответствует «повестке»? Давай выясним, был ли «Оскар» когда-нибудь справедливым.

Время чтения: 8 минут.

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Статуэтка вместо денег

Конец 1920-х годов был переломным моментом в истории Голливуда. Во-первых, в 1927 году в кино появился звук, и началась новая эра в кино. Правда, многие лишились работы. И часто это были актеры, успех которых казался непоколебимым. Например, выяснилось, что тембр Ивана Мозжухина очень плохо звучал в записи. А Клара Боу, символ кинематографа 20-х, попросту боялась говорить в микрофон, потому что комплексовала из-за бруклинского акцента. И продолжить карьеру в кинематографе для нее оказалось невозможным.

Во-вторых, свободные нравы «фабрики грез» вызывали все большее недовольство в обществе, особенно со стороны религиозных общин и политических организаций. Дело в том, что после краха Уолл-стрит в 1929 году и сопутствующего кризиса люди лишились одного из самых популярных развлечений — похода в кино. Билеты стоили недешево, зрителей стало мало, и студии принялись заманивать публику сценами секса, насилия и пьянства. Впрочем, принятый уже в 1930 году свод этических правил под названием кодекс Хейса положил этому конец. Назвали документ в честь республиканца Уильяма Харрисона Хейса, который возглавлял Американскую ассоциацию кинокомпаний.
В-третьих, работники развивающейся киноиндустрии учились отстаивать свои права и требовали более высокой оплаты труда. В 1920-е годы в Голливуде уже прочно обосновалась студийная система. Она предполагала долгосрочные контракты, очень дорогие съемки и внушительные гонорары звездам. А еще жестко контролировала режиссеров и актеров с помощью продюсеров. И это при том, что тогда в США снималось в среднем 800 кинокартин в год.

Из-за всего этого большие голливудские боссы чувствовали, что почва уходит у них из-под ног. Поэтому в 1927 году они создали Американскую киноакадемию, чтобы вернуть и расширить контроль. А в 1929 году появилась премия Академии, которая должна была стать самым желанным призом и отвлечь работников от насущных проблем и несправедливых зарплат. И заодно придать мнимой ценности их заслугам.

А когда было справедливо?

С самого начала премия Американской киноакадемии не могла похвастаться объективностью. «Оскар» часто доставался фильмам, которые со временем совсем забылись. Помнишь фильм «Танцующий с волками» Кевина Костнера? Вот и мы с трудом вспомнили. А он получил статуэтку за лучший фильм, хотя в тот же год на эту номинацию претендовали «Славные парни» Мартина Скорсезе. Или, например, довольно проходной «Крамер против Крамера» обогнал поистине выдающийся «Апокалипсис сегодня» Копполы.
Бывало и так, что статуэтку не давали из-за причин, никак не связанных с качеством фильма. Так, одним из номинантов на «Оскар» был «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Смелое, революционное кино с многослойным сюжетом, авангардной съемкой и монтажом, а также приемом ненадежного рассказчика. Но молодой режиссер слишком многое себе позволял: он часто критиковал коллег и не стеснялся в выражениях.
Кроме того, прототипом Кейна стал могущественный медиамагнат Уильям Херст, который создал особый подход к новостям. А точнее, научился зарабатывать деньги на сплетнях и скандалах, которые публиковали в газетах его холдинга. Разумеется, фильм Уэллса ему не понравился. Ведь он показывал путь человека, который разбогател, но абсолютно пал духовно.
В итоге, хотя «Гражданин Кейн» номинировался на целых 9 категорий, статуэтку он получил лишь одну — за сценарий. Эта номинация — своеобразное пристанище для фильмов, которые заслужили главную награду, но по той или иной причине не могут ее получить. Такой же утешительный «Оскар» за сценарий получил фильм «Криминальное чтиво». В тот год главный приз получил «Форрест Гамп» Роберта Земекиса. Завуалированная история США и их нового героя показалась Американской киноакадемии более значимой и актуальной. А фильм Тарантино — слишком новаторским и непонятным.
А еще Американская киноакадемия бывает ужасно лицемерной. Так, в 1940 году Хэтти Макдэниел получила «Оскар» за лучшую роль второго плана в легендарной экранизации «Унесенных ветром». Это был первый случай, когда темнокожую актрису удостоили этой награды. Но при этом после вручения статуэтки Хэтти не имела права сесть за столик к именитым коллегам: Вивьен Ли, Кларку Гейблу и Дэвиду Селзнику.
В XXI веке темнокожие люди стали появляться и в других номинациях «Оскар». Так, в 2018 году Джордан Пил получил награду за «Лучший оригинальный сценарий» за фильм «Прочь». Он стал первым темнокожим сценаристом, получившим награду в этой номинации. Ди Рис стала первой темнокожей сценаристкой, которую отметили номинацией за лучшую адаптацию сценария для фильма «Ферма “Мадбаунд”». А в 2019 году Питер Рэмзи стал первым темнокожим режиссером, который получил статуэтку за лучший анимационный фильм — «Человек-паук: Через вселенные». В том же 2019 году Рут Картер и Ханна Бичлер стали первыми в истории темнокожими женщинами, победившими в номинациях «Лучший дизайн костюмов» и «Лучший художник-постановщик» соответственно за работу над фильмом «Черная пантера». Наконец, в 2023 году почетный «Оскар», то есть награду вне номинаций, за совокупность заслуг получила темнокожая постановщица Эзан Пальси.
В 2016 году разразился скандал, сопровождавшийся хэштегом #OscarSoWhite: премию обвиняли в недостаточной инклюзивности. И, как видишь, именно после этих событий темнокожие стали гораздо чаще попадать в шорт-листы премии. Появились и некоторые другие изменения. Так, с 2020 года фильмы, претендующие на главную премию, должны соответствовать критериям, касающимся расы, пола и многого другого. Одни киноакадемики приняли изменения и признали их эволюционными. Другие заявили, что «не обязаны капитулировать перед политкорректностью».
Но все еще, как и в ситуации с утешительной наградой за «Лучший сценарий», темнокожие актеры куда чаще выигрывают во второстепенных номинациях, если вообще попадают в шорт-лист. А в одной из главных номинаций — за лучшую режиссуру — до сих пор нет ни одного победителя с темным цветом кожи. Киноакадемия всегда хотела быть прогрессивной, но боялась попасть под удар консерваторов. И это желание усидеть на двух стульях стандартно для «Оскара».

Oscar bait

Из-за того, что Американская киноакадемия славится своей предвзятостью в инфополе появилось понятие Oscar bait, то есть «приманка для “Оскара”». Так называют фильмы, которые созданы только для того, чтобы получить как можно больше статуэток.
Их выпускают в самое подходящее время, они затрагивают наиболее актуальные темы и придерживаются самых ходовых жанров. По сути, это продуманная бизнес-модель. Например, такой приманкой был фильм «12 лет рабства», поднимающий триггерную тему — рабовладение в Америке. Или же «Форма воды» Гильермо дель Торо, где есть героиня с инвалидностью, ее темнокожая подруга и расист-женоненавистник на позиции главного антагониста. «Приманки для “Оскара”», конечно, не всегда оказываются посредственными, но чаще всего они не оставляют никакого следа в истории кино.
Популярно заблуждение в том, что Oscar bait — это новое явление. Будто бы раньше премию давали действительно стоящим фильмам, а сейчас обязательно нужно снимать кино на тему расизма или феминизма, чтобы получить статуэтку. Но на самом деле о таких «приманках» писали еще с 1948 года. Впервые это определение использовалось в рецензии The New Republic на фильм Джона Форда «Форт Апачи».
А еще церемония «Оскар» настолько популярна, что после каждого награждения интернет наполняется мемами. Вспомни, сколько людей болели за Леонардо Ди Каприо, чтобы он наконец-то получил заветную статуэтку. В каком-то смысле фильмы с его участием тоже могли бы попасть под определение Oscar bait. Ведь рано или поздно долгожданная награда попала бы в руки владельцу!
Так что поменялось не так уж много. Раньше в моде у Киноакадемии были исторические драмы, а теперь — социальные. Оскароносные фильмы просто отражают дух своего времени. Премия Киноакадемии всегда была максимально политкорректной и подстраивалась под тренды. Поэтому даже огромное количество премий и наград не означает, что фильм станет классикой и навсегда войдет в историю. И наоборот.
Литература:

  • А. Дунаевский, «Оскар: неофициальная история премии», Амфора, Санкт-Петербург, 2009
  • А. Дунаевский, «Америка без Оскара: Главные неакадемические премии США, XX век», Пальмира, 2023
  • Д. Бейсингер, С. Уоссон, «Голливуд: устная история», HarperCollins, 2022
Авторы:
Анна Макарова, режиссер кино и ТВ (СПбГИК), сценарист (СПбШНК)
Софья Маргацкая, медиааналиитк (НИУ ВШЭ), режиссер игрового кино (СПбШНК)
2025-01-23 11:08 КИНЕМАТОГРАФ