Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Крестьяне на полотнах Венецианова

Художника Алексея Венецианова называют «певцом крестьянской души» и родоначальником жанровой живописи. Он увидел крестьянский труд и решил запечатлеть образы крепостных на картинах. Как художник изображает их? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Сельская жизнь вместо карьеры чиновника

Алексей Венецианов заинтересовался живописью благодаря дяде Пахомычу. Он окончил Московский пансион, после чего его приняли на службу в Чертежное управление и перевели в Петербург. Венецианов продолжал заниматься творчеством. Он посещал Эрмитаж, делал наброски и познакомился с известным портретистом Владимиром Боровиковский, который давал ему уроки. Карьера чиновника не нравилась живописцу, он хотел посвятить все свое время написанию картин. После присуждения ему звания академика Императорской Академии художеств Венецианов начал писать портреты на заказ, женился и уехал в имение Сафонково в Тверской губернии. Художника привлекла сельская жизнь, и он начал писать бытовые сцены с участием крестьян. Искусствоведы считают, что русская бытовая живопись началась с полотна «Очищение свеклы» Венецианова. Он изобразил реальную крестьянскую жизнь. Картину купил император Александр I за 1000 рублей. Для сравнения на тот момент можно было скромно жить целый год на 500 рублей.
Алексей Венецианов

Гумно в виде капуцинского собора в Риме

Крестьяне на картинах Венецианова лишены идеализации, как, например, у Василия Тропинина. Они погружены в свой мир. Часто художник пишет крепостных во время отдыха. Например, на полотнах «Спящий пастушок», «Жнецы» мы видим, что крестьяне тоже имеют право на краткий момент отдыха.
А для написания картины «Гумно» крепостные даже выпилили стену в амбаре, так как там было темно. Художник изобразил помещение, в котором хранится зерно, изнутри. Он сосредоточился на расположении крестьян в пространстве, перспективе, реалистичности.
Эту работу можно назвать экспериментом линейной перспективы. Фигуры людей становятся меньше по мере удаления от нас. На это живописца вдохновила работа «Внутренний вид капуцинского собора в Риме» Франсуа Гране. «Гумно» тоже понравилось Александру I, и он купил его уже за 3000 рублей для Эрмитажа.
А. Г. Венецианов, «Гумно». 1823 год

На охране русской земли

Обыденные темы на картинах Венецианова становятся эпическими. Например, на полотне «На пашне. Весна» крестьянка похожа на античную богиню плодородия. Мы видим, что размеры фигуры девушки и лошади не соответствуют друг другу, также на пашне отсутствуют следы. Они как будто парят в воздухе. Здесь показано единство человека и природы, а крестьянка символизирует живую силу земли. Венецианов в основном использовал светлые оттенки, поскольку для него русская природа залита солнцем.
А. Г. Венецианов, «На пашне. Весна». 1820 год
Художнику нравилось писать не только бытовые сцены, но и портреты. Он изображал жнецов, молочниц, пастухов. Именно они, по мнению живописца, охраняют русскую землю. Крепостные Венецианова отличались опрятностью, достатком. И на картинах они также изображены с сильным характером, достоинством.
Стоит отметить, что живописец потратил большую часть денег от продажи картин на обучение талантливых художников, многие из которых были крепостными. За 20 лет его учениками стали около 70 человек.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО