«Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили и архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, выводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию черт знает какими сооружениями... Упаси Боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек…» — так экспрессивно итальянский художник Джорджо Вазари ругает готику в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Название стиля, который так не нравился Вазари, произошло от итальянского слова gotico. В эпоху Возрождения так называли всё непонятное и — в понимании наследников Римской империи — «варварское» в искусстве.
Итальянцы почему-то ассоциировали готический стиль с Германией, а готами называли племена варваров, пришедших в Рим с севера в III–V веках. К реальным готам архитектурный стиль никакого отношения не имел, ему просто не повезло: едва появившись, слово «готика» стало ругательным.
Впрочем, Вазари можно понять: он привык к спокойному ритму, ясным и гармоничным членениям архитектуры Возрождения. А вот в том, что касается происхождения и характерных черт готического стиля, итальянский автор сильно заблуждался. Он не только не оценил средневековые постройки, но и не понял их конструктивные особенности.
Готическим называют стиль и период в искусстве средневековой Европы, который охватывает время с XII по XV–XVI столетия. В разных странах временные границы этого периода могли отличаться. Например, пока во Франции и Германии XV века продолжали возводить готические соборы, Италия уже давно вступила в эпоху Возрождения.
Готический стиль в архитектуре пришёл на смену романскому. Он зародился в XII веке на севере Франции, в области Иль-де-Франс. Оттуда он проник в Германию, Англию, Италию, Испанию и страны Северной Европы.
Время соборов
Готика развивалась в городах. В этом стиле возводили как церковные, так и светские постройки: храмы, дома, небольшие капеллы, башни и баптистерии. Но всё же главное, с чем мы ассоциируем готический стиль — это огромные кафедральные соборы европейских городов. Готика — это время и стиль соборов.
Собор был не только олицетворением готического стиля. Прежде всего он был «ковчегом» для верующих и символизировал корабль спасения. Именно поэтому пространство христианского храма, разделённое рядами колонн, называют нефом. Слово «неф» происходит от латинского navis и означает «корабль».
Средневековый собор был всеобъемлющим произведением и вмещал в себя все остальные виды искусства: скульптуру и каменную резьбу на фасадах, настенные росписи и цветные витражи, ювелирное искусство и даже музыку и литературу в виде религиозных текстов и гимнов.
Интересный факт: немецкие готические соборы были самыми высокими (высота Кёльнского собора 157 метров, собора в Ульме — 161 метр), а английские — самыми длинными (длина собора в Винчестере — 170 метров). А ещё все они были очень дорогими: строительство затягивалось на столетия. Главный долгострой Европы, Кёльнский собор, не могли закончить целых 600 лет: его начали возводить в XII веке, а достроили только в XIX.
Готический храм был «местом силы» и средоточием жизни европейского города. На площади перед собором происходили самые важные события: здесь устраивали университетские лекции и театральные представления, зрители приходили посмотреть диспуты и казни. У некоторых церквей была своя «специализация»: например, в Реймсском соборе короновали почти всех французских правителей.
Общие принципы
Первое, что бросается в глаза при взгляде на любой готический собор — его вертикальная направленность, общая устремлённость вверх всех элементов. В конструктивном плане вертикализм достигался с помощью стрельчатых арок — такая форма очень динамична — и высоких башен. В религиозном плане он символически обозначал движение к Богу.
В основе готического собора находится устойчивая каркасная система. Главную конструктивную роль в ней играет крестовый свод. Он состоит из двух арок стрельчатой формы и напоминает крест. «Тело» собора строится из нескольких таких ячеек.
В интерьере храма видны выступающие рёбра готического крестового свода — нервюры. Нервюры часто собираются в пучки, а их ветвистая структура напоминает лес. Однако их смысл не только в красоте: нервюры укрепляют и облегчают тяжёлые каменные своды. Они гасят распор свода, передавая его на массивные угловые опоры.
По этой же причине готические соборы обрастают множеством наружных столбов, контрфорсов, к каждому из которых перекинута опорная арка — аркбутан. Эти дополнительные опоры принимают на себя тяжесть наружных стен. Освобождённые от нагрузки стены прорезают большие стрельчатые окна.
В отличие от романских построек с их мощными непроницаемыми стенами, готические церкви тяготеют к растворению поверхности. В готике стена практически исчезает: её заменяют ряды колонн с арками, объединённые в галереи. Сквозная резьба превращает конструкцию в изящное лёгкое кружево.
Интересный факт: Вазари был несправедлив в отношении готической архитектуры, говоря о готовых надломиться шпилях и о колоннах, не способных вынести какую-либо нагрузку. Однако неприятные казусы всё же случались. Например, самый высокий французский собор в Бове начали строить в XIII веке. В 1284 году часть его сводов обвалилась, а в 1573 рухнула слишком «амбициозная» 153-метровая башня. После этого строительство остановилось и собор так и остался незавершённым.
Детали
Романский стиль придавал храмам сходство с крепостными сооружениями: они были замкнуты в себе и неприступны, закрыты от внешнего мира. А вот в готических соборах внешняя среда активно взаимодействует с внутренним пространством храма. Для этого у готики есть не только сквозная резьба башен, но и огромное количество каменных украшений: острые шпили, декоративные башенки-пинакли с крестоцветами на вершине и, конечно, стрельчатые окна с цветными стёклами-витражами.
Огромное круглое окно, разделённое на множество сегментов и напоминающее звезду или цветок, получило название «окно-роза». Традиционно оно размещалось на западном фасаде — прямо над главным входом в собор.
Входы готических соборов называются порталами и часто выглядят как самостоятельные произведения искусства. Они состоят из нескольких стрельчатых арок, углублённых одна в другую. Такой тип портала называется перспективным. Колонны и капители готических порталов богато украшены резьбой и скульптурой, а верхняя часть портала, тимпан, обычно содержит сложную многофигурную композицию.
Важный элемент готического собора — скульптура. Религиозные скульптурные композиции — сцены из жизни Христа и Богоматери — украшают фасады. Фантастические твари теснятся на капителях колонн, а чудовища — химеры и гаргульи (например, «функциональные» химеры-водостоки) — охраняют крышу или вырываются из стен здания.
На западном фасаде над порталами по традиции помещалась «галерея королей». На самом деле эти статуи изображали 28 иудейских царей и предков Христа, но все отождествляли их с французскими монархами. Французским «королям» собора Парижской Богоматери очень не повезло: во время революции 1789—1794 годов их сбрасывали вниз и разбивали, поэтому в XIX веке старых «королей» заменили новыми.
Возвращение готики
Восприятие готической архитектуры сильно менялось в разные исторические периоды. Её не любили многие современники Вазари; так продолжалось вплоть до XVII–XVIII столетий. Только в конце XVIII века, с зарождением немецкого романтизма и движения «Бури и натиска», готика была реабилитирована
Готическую архитектуру первым оценил великий немецкий писатель Гёте. Там, где Вазари видел беспорядок и нагромождение деталей, Гёте отмечал общую гармонию масс, оживлённых малыми деталями, и величие духа.
Начиная с XIX столетия, Европу периодически охватывает повальное увлечение готическим стилем. Он и сейчас очень популярен. Вспомните декорации из «Гарри Поттера»: съёмки многих эпизодов фильма проходили в величественном готическом храме. Это собор города Глостер, он же — Хогвартс.