Автор: София Маргацкая, медиааналиитк (НИУ ВШЭ), режиссер игрового кино (СПбШНК)
В мировом прокате идет «Гладиатор 2» Ридли Скотта — одного из самых плодотворных режиссеров Голливуда. В 2000 году в успех первого «Гладиатора» не верил никто. Но Скотт собрал пять статуэток «Оскар» и почти полмиллиарда долларов в прокате. Речь о продолжении зашла сразу, но вышел фильм только спустя четверть века. И вот уже в первый уикенд мирового проката сиквел собрал рекордные 87 миллионов долларов. Но какой же получилась попытка переплюнуть собственный шедевр? Расскажем в нашей статье.
В мировом прокате идет «Гладиатор 2» Ридли Скотта — одного из самых плодотворных режиссеров Голливуда. В 2000 году в успех первого «Гладиатора» не верил никто. Но Скотт собрал пять статуэток «Оскар» и почти полмиллиарда долларов в прокате. Речь о продолжении зашла сразу, но вышел фильм только спустя четверть века. И вот уже в первый уикенд мирового проката сиквел собрал рекордные 87 миллионов долларов. Но какой же получилась попытка переплюнуть собственный шедевр? Расскажем в нашей статье.
Время чтения — 8 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Обречен ли сиквел шедевра?
«Гладиатор 2» в определенном смысле многострадальный фильм Ридли Скотта. Никто не думал, что его создание затянется почти на 25 лет. Казалось, оно начнется тут же на волне успеха первой части. Сначала сценаристом проекта планировали сделать Дэвида Францони, который создавал вместе со Скоттом шедевр 2000 года. В центр сюжета хотели поместить Луция, который пытался бы узнать правду о биологическом отце.
Затем Скотт предложил написать сценарий второй части Нику Кейву. Да, рок-музыканту. В его версии Максимус должен был оказаться в чистилище, а затем воскреснуть, чтобы убить Христа и остановить распространение христианства. За это его бы обрекли на вечную жизнь. Зрители могли увидеть Максимуса в крестовых походах, на Второй мировой войне, во Вьетнаме и даже одним из сотрудников Пентагона. Удивишься, если мы скажем, что Скотт отверг сценарий? Хотя невообразимые мысли и фентезийные искания могли бы вдохнуть жизнь в идеи первоначального фильма.
В итоге за сценарий взялся автор «Топ Ган: Мэверик» Питер Крэйг и соавтор Скотта по «Наполеону» и «Всем деньгам мира» Дэвид Скарпа. Сценаристы решили далеко не уходить от оригинала, чтобы сохранить дух великого кино. Но вышло вторично и вряд ли интересно. Луций в исполнении Пола Мескаля просто повторяет путь отца. Он так же теряет любимую, оказывается в рабстве и на гладиаторских боях. Даже учит гладиаторов работать сообща, чтобы выжить на арене. И очень плодотворно думает о Римской империи.
Второй «Гладиатор» — это, скорее, ремейк первого. Актерский состав сменился, но архетипы и сюжетные повороты остались прежними. Можно сказать, что сиквел обесценивает первую часть. Ведь выходит, что жертва Максимуса была напрасной и порядок в Риме так и не установился. Впрочем, реплика культовой и проверенной временем картины не такая безнадежная, как могло показаться. Потому что оригинал был очень хорош.
В чем величие первой части?
Достоинство «Гладиатора», которое лежит на поверхности, — дорогущие спецэффекты. В 2000 году мало кто мог позволить себе картину с таким размахом, а компьютерная графика только-только набирала обороты. Поэтому Скотт вывел идеальную формулу успеха даже на уровне технического исполнения. Зрелища, историческая драма, дорогие костюмы и немыслимые трюки CGI — таким людям запомнился «Гладиатор».
Помимо этого Ридли Скотт возродил пеплум как жанр, который в середине XX века главенствовал в голливудской индустрии. «Подвиги Геракла», «Бен-Гур», «Спартак», «300 спартанцев» — это лучшие представители целой эпохи. В них сплетается античная и библейская трагедия, внушительный хронометраж и размах батальных сцен. Вместе с тем подобные проекты стоят слишком дорого. И к концу XX века, когда пеплумы перестали собирать кассу и вызывать хвалебные отзывы критиков, продюсеры прекратили в них вкладываться.
Ридли Скотт пошел ва-банк и предложил на стыке веков сильно старомодное кино. Однако ему удалось переосмыслить пеплум, сохранив верность жанру и скрестив его с современными технологиями. Он даже ненадолго задал моду на пеплумы в начале XXI века. Вслед за «Гладиатором» вышло сразу несколько крупнобюджетных лент: «Троя», «Александр», «Король Артур».
Наконец, Скотт покорил критиков удивительными героями и мощными конфликтами. Да и зрителям полюбился благочестивый Максимус, который смог остаться человеком в нечеловеческих условиях. Только представь: он практически в одиночку пошел против целой империи! И, конечно, внимание привлек его антагонист: Коммод в исполнении Хоакина Феникса, упивающийся жаждой власти на грани жестокости. В центре истории оказалась мечта о демократии и попытке создать модель утопического государства. На рубеже веков это было особенно актуально.
Режиссер разнообразил личную историю успеха и благой жертвы не только политическими интригами, но и критикой поп-культуры. Снимая сцены жестоких боев на арене Колизея, которые были призваны развлекать зрителей и правителей, Скотт на самом деле плюнул в лицо индустрии развлечений. Ручная камера и порой звенящая тишина вместо фоновой музыки — не что иное, как гуманный призыв. Обратить внимание нужно не только на смех и зрелища, но и на рабов, которые всегда остаются где-то за кулисами. Как и неравенство, которое никуда не делось за многовековую историю человечества.
Техническое новаторство, сильный сценарий и герои, вечные темы — вот что сделало «Гладиатор» шедевром. И чтобы соответствовать этой планке, сиквел должен был предложить зрителю что-то удивительное.
Что нового сказал Скотт?
Во втором «Гладиаторе» режиссер поделил ответственность, которую несли Максимус и Коммод, на нескольких персонажей. Так, главный герой Луций забирает на себя сюжет о мести за убитую жену и выживании на гладиаторской арене. Антагонист Маркус Акаций в исполнении Педро Паскаля воплотил образ печального генерала, что никак не может вернуться домой. Коммод тоже раздвоился. На первый план вышли братья Каракалла и Гета. Оба правителя абсолютно реальны и регулярно входят в топы худших правителей Римской империи. При них бушевала тирания и коррупция. И, конечно, мечту о славном Риме в их правление можно было смело оставить.
Наиболее интересным персонажем сиквела стал Макринус — бывший гладиатор и работорговец, который заметил Луция. Сыграл его Дензел Вашингтон. И, кажется, это час славы для актера. Хитросплетения и интриги, которые строил его герой, привели не только к победе в борьбе за власть, но и завоевали внимание зрителя. Вашингтон очень деликатно украл его у других, не менее прекрасных, звезд в кастинге.
Правда, повествование порой казалось слишком запутанным из-за обилия новых героев. Из прежнего состава осталась только Луцилла в исполнении Конни Нильсен. Кроме того, фильм усложнили тяжеловесные и пафосные диалоги о Римской империи. Они пестрили отсылками к первому «Гладиатору» и идеям Марка Аврелия об открытой демократии. К слову, для тех, кто не смотрел или подзабыл первоисточник, его события пересказали в анимационных начальных титрах.
Если говорить о смыслах, то Скотт сделал упор не на личную борьбу или восстание человека против государства, а на политические интриги. Перетасовка карт во властных кругах интересовала режиссера больше всего. Сложно сказать, было это сожаление о несбывшейся мечте об утопическом государстве или очередная критика расстановки сил на мировом Колизее.
На фоне вторичного сюжета Ридли Скотт удивил батальными сценами и совершенной графикой. В этом мастеру, несомненно, нет равных. Гладиаторские бои стали сложнее. Здесь и битвы со злобными бабуинами, и страшные носороги, и зрелищные схватки между людьми. А в одном из сражений арена превратилась в огромный водоем с акулами, где гладиаторы сражались на кораблях. В эффектных боевиках Скотт точно знает толк. Но насколько они актуальны — вопрос открытый.
Вердикт для Римской империи
Второй «Гладиатор» — важное событие в мире кино. Теперь судьба проекта, который так долго зрел, может не волновать киноманов. Причем неважно, насколько ты любишь оригинал. Фильм ставит новые рекорды и по сборам, и по способам удерживать внимание с помощью спецэффектов и зрелищных баталий.
Но вот сама история и смыслы показались вторичными. Поэтому превзойти шедевр сиквелу оказалось не под силу. Сюжет сохранил античный накал страстей, возвысил героев до шекспировских, но не сказал ничего нового. Ридли Скотт доказал, что он вполне в форме и способен на мощный блокбастер. Правда, совершенно необязательный для глобальных задач кино.