Карл Юнг — швейцарский психолог, который анализировал возникающие у его пациентов архетипичные образы. Во многом благодаря этому он смог вывести понятие «коллективное бессознательное». Какие архетипы выделял Юнг, разбираем в статье.
Время чтения: 4 минуты.
Что такое архетип?
Архетипы по Юнгу — это врожденные паттерны мышления и поведения. Они обусловлены одинаковыми представлениями об одном и том же знаковом образе у людей самых разных культур. Например, в понятия «мать», «ребенок», «смерть» люди вкладывают примерно одинаковое значение. Это и есть архетипы, формирующие коллективное бессознательное.
Коллективное бессознательное — следы памяти, общие для всего человечества. Архетипы, как и всё коллективное бессознательное, основываются на образах из мифологий, сказок, легенд, религий и т.д.
Какие архетипы выделил Юнг?
Карл Юнг выделил несколько базовых архетипов:
Эго — самый сознательный архетип, ядро личности.
Персона — социальная маска, компромисс между обществом и Эго. С Персоной связана самопрезентацией человека в обществе и его социальным статусом.
Тень — архетип из сферы не сознания, а бессознательного. То, что нами отвергается и не принимается, трактуется как «плохое». Темная сторона личности.
Хотите подружиться со своей Тенью, научиться отстаивать границы и перестать быть удобным для окружающих? Получите готовую инструкцию в саммари «Синдром хорошего человека: как говорить "нет" без чувства вины». А по промокоду BLOG30 вы получите бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
Анима и Анимус — образ желанного партнёра. Амина в бессознательном мужчины – архетип эмоциональности и духовности, т.е. феминная сторона. Анимус в женщинах – архетип силы и стойкости, т.е. маскулинное начало.
Самость — центральный архетип, отвечающий за баланс в личности человека. Самость — символ реализации своего потенциала.
К архетипам коллективного бессознательного Юнг относил следующие: Мать, Отец, Ребёнок, Бог и др.
На что повлияла система Юнга?
В дальнейшем классификацию Юнга расширяли другие ученые. Например, Кэрол Пирсон предложила свою концепцию, состоящую из 12 архетипов. Она описала классификацию в книге «Пробуждение внутреннего героя» (1991).
Архетипы активно проявляются в поп-культуре. Протагонист — обычно типичный герой, его антагонист, соответственно, злодей. К архетипам апеллируют и критики, анализируя развитие сюжета и динамику между персонажами.
Даже маркетологи используют архетипы в своей профессиональной сфере. Занимаясь бренд-маркетингом, они привязывают рекламу компаний-клиентов к определенному архетипу. Например, реклама бренда в архетипе Шута будет веселой, легкой, увлекающей и вовлекающей аудиторию.