Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему православие не смогло искоренить язычество на Руси?

язычество в древней руси
Крещение Руси произошло еще в X веке. Однако до сих пор мы видим следы верований, которые господствовали до христианства. Например, празднование Ивана Купалы или создание масштабных надстроек на погребениях. Почему православие так и не смогло полностью избавиться от языческих обрядов и ритуалов? Сейчас расскажем.

Время чтения: 10 минут

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Русское язычество оказалось благодатной почвой для христианства

Язычество не исчезло даже после длительной христианизации Руси, ведь его нельзя считать «религией» в строгом смысле: отсутствовали заповеди, общепринятые обряды и ритуалы. Не появился даже четко оформленный пантеон.
боги древней руси, перус, велес, сварог, мокошь, дажьбог, семаргл
Религия в целом мало напоминала христианство. Как раз эта особенность и помешала полностью вытеснить местные верования. Христиане пришли побеждать религию и ожидали встретить нечто похожее на собственную систему или в крайнем случае на античное язычество. Другого они просто не знали. А когда в XI–XIV веках миссионеры оказались на Руси, повсеместного сопротивления не возникло. Хотя отдельные вспышки, конечно же, были. Вместо того чтобы отвергать нового Бога, народ принял христианство. Но и старые верования, которые удалось совместить с посещением церкви, вполне сохранились.

Существует всего один авторитетный источник по истории верований Древней Руси — «Повесть временных лет». Но есть нюансы. Во-первых, автор летописи — христианин. А во-вторых, текст появился только в XII веке, спустя два столетия после описываемых событий. Это значит, никому не известно, как на самом деле выглядела религия Древней Руси. Летописец передал истории, которые узнал от других людей. Но они тоже не относились к очевидцам событий. Наивно думать, что «эффект сломанного телефона» здесь не сработал. Исследователи сомневаются в достоверности сюжетов, но источников по истории Древней Руси крайне мало, поэтому найти подтверждения или несостыковки почти невозможно.

Нестор намеренно не акцентирует внимание на языческом наследии. Он хочет вписать происхождение русского народа в общую «христианскую» историю. Это подтверждает начало летописи. Автор отсылает нас к библейскому рассказу о Сотворении мира, чтобы объяснить появление славян. Он пишет, что после разрушения Вавилонской башни и разделения народов потомки Иафета отправляются на запад и север. От них и происходят славяне:
«По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне».
Приложение Правое полушарие Интроверта
Но что мы точно можем сказать? На Руси не сложился единый пантеон богов. По этой причине у язычества было мало шансов стать государственной религией. Боги оказались забыты. Однако образ жизни, несмотря на христианизацию, во многом оставался прежним — традиционные ритуалы и обычаи искоренить сложнее, чем сбросить идолы в реку.

Само христианство содержит языческие элементы

Христианство не могло избавиться от древних верований на Руси, ведь даже внутри собственной религии оно полностью не вытеснило язычество. На «двоеверие» красноречиво намекает традиция почитания праведников. Культ святых возник еще в первые века существования христианства. Откуда он пришел? В иудаизме мы такого не найдем: ни канонизации, ни икон, ни молитв в адрес великомучеников. Чтобы понять, почему некоторые люди удостоились особого почитания, посмотрим, как распространялась религия.

Христианство возникло как течение внутри иудаизма. Дальнейшее развитие встретило волну сопротивления от иудеев и римских язычников. Страшные гонения оставили серьезный отпечаток на вероучении. Иоанн Креститель, апостолы, кроме Иоанна и Иуды, Поликарп Смирнский, Иустин и другие — все они погибли только потому, что исповедовали христианство, а позже получили звание святых. Стойкость в вере, добродетельность и защита религии становились поводом для канонизации мучеников в будущем. Они вдохновляли христиан на те же подвиги, а это ускоряло распространение новой религии.

У культа святых можно найти и новозаветные основания. Апостол Павел в «Послании к Евреям» писал:
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».
В 787 году Второй Никейский собор даже утвердил почитание мощей. А ведь вера в чудесные способности земных людей, поклонение их останкам, молитвы к покровителям так напоминают языческие культы. Советский историк Виктор Федосик писал, что христиане не просто включали в религию чуждые обряды. Они наполняли каждое заимствование абсолютно иным символическим содержанием, да так, чтобы это выражало основные идеи учения.
виктор федосик
Ни одна религия не перенимала ритуалы бездумно. Каждая культура пропускала обряды через собственное восприятие, мировоззрение и веру. Христианство в этом плане не отличалось. Оно впитало много традиций, в том числе и языческих, что понятно, ведь религия не возникла в вакууме. По мере появления и распространения она видоизменялась и адаптировалась под разные устои.

Помимо иудейской мифологии, на христианство оказала влияние античная философия и даже египетская культура. Давай сравним. В книге Пророка Исаия сказано:
«Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: “не он сделал меня”? и скажет ли произведение о художнике своем: “он не разумеет”?».
А в египетском «Поучении Аменемопе»:
«Ведь человек — это глина и солома, и бог — его создатель».
В обоих случаях человек подобен глине в руках умелого Творца. А ветхозаветный Бог Яхве напоминает египетского Хнума, который создал человека на гончарном круге.

На заимствование сюжета указывают и другие сходства между текстами двух религий. В «Притчах Соломоновых» сказано: «Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым…», а в «Поучении Аменемопе»: «Не братайся со вспыльчивым, не приближайся к нему для разговора…».

Советский египтолог Михаил Коростовцев приводит еще много идентичных строк, поэтому сомнений в заимствовании не остается.

Христианство трансформировалось столетиями

Не будем забывать, что развитие религии — длительный процесс. Христианство сформировалось не за один день. Шли долгие века, пока утверждались догмы, появлялись запреты и предписания. Первый Вселенский собор случился только в 325 году. До этого события мы не можем говорить о каком-либо едином христианстве. Собор утвердил Символ веры, который священнослужители обсуждали и уточняли столетиями. Так, вплоть до VII века отсутствовал даже единый канон Нового Завета. Его утвердил только Пято-Шестой Трулльский собор.

Многолетняя борьба с ересями также показывает, что христианство никогда не было статичным. В него, так или иначе, проникали элементы других религий. В зависимости от территории представители церкви по-разному уточняли и конкретизировали догматы. Например, в Риме развивали западный вариант вероучения, а в Константинополе — восточный. Изначальные споры из-за обрядовых практик привели к богословским разногласиям. Католики опирались на труды Августина Блаженного, Иеронима Стридонского, Амвросия Медиоланского и других, а православные — на работы Иринея Лионского, Климента Александрийского, Григория Богослова и т. д.
Любопытна история Оригена. Он долго считался одним из самых авторитетных богословом, а в VI веке был посмертно предан анафеме, то есть отлучен от церкви.
Все это показывает, что христианство, как и остальные религии, переживало многократные изменения. Неудивительно, что на Руси сложилась особая, отличная от других церквей, система.

Русь приняла крещение по уже готовому византийскому образцу. Однако на новой территории христианство все равно столкнулось с необходимостью уточнений, а иногда и дополнений. Первый достоверно известный киевский митрополит — Феопемпт — появился только в XI веке. Вероятно, несколько десятилетий христиане на Руси обходились без него. Храмы тоже не появились одновременно с крещением. А Остромирово Евангелие, одна из древнейших русских книг, датируется только серединой XI века. При этом в нем содержится не полная версия Библии на славянском языке, а лишь записи, которые нужны для богослужений. История, теология и другие тонкости христианства оказались недоступны населению, которое приняло новую религию. Поэтому неудивительно, что обрядовые практики на Руси отличались от константинопольских.
Но все это не считается особенностью только Русской церкви. Похожие процессы происходили в Римской империи, Константинополе, Скандинавских странах и вообще везде, куда проникала новая религия. Безусловно, христианство серьезно повлияло на развитие нашей страны. Оказавшись на территории Руси еще в X веке, оно стало государственной религией почти на 1000 лет. Однако местная культура тоже внесла вклад в формирование Русской православной церкви. Поэтому четко разделить христианские и традиционные компоненты просто невозможно.

Литература:

  • Федосик В. «Мученичество в раннем христианстве: очерк исторического восприятия». Белорусская Православная Церковь, 2011
  • Коростовцев М. «Религия Древнего Египта». Альма-Матер, 2023
  • Мейендорф И. «Церковь в истории». ПСТГУ, 2018
Автор: Ольга Тарасова, религиовед (УрФУ)
Приложение Правое полушарие Интроверта
РЕЛИГИЯ