В 1918 году немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер издал книгу «Закат Европы», которая впоследствии стала одним из самых влиятельных произведений ХХ века. О чем эта книга и почему умирают культуры, попробуем разобраться в статье.
Время чтения: 6 минут.
Время чтения: 6 минут.
Нелинейное время
В введении к «Закату Европы» Шпенглер пишет: «Для настоящего знатока людей не существует абсолютно правильных или ложных точек зрения». Он продолжает идеи «философии жизни» – направления, которое сложилось в конце XIX века в Германии. К нему относят Фридриха Ницше и Анри Бергсона. Философия жизни возникает в ответ на рационализм эпохи Просвещения и признает главной движущей силой истории уже не человеческий разум, а саму жизнь, динамически развивающуюся реальность. Ницше считал основой жизненной силы волю к власти, а Бергсон – жизненный порыв. Нет никакого единого исторического процесса и общечеловеческой морали, все относительно, – вот главные постулаты философии жизни.
Шпенглер отвергает общепринятый подход к истории. В европейской системе координат история представляется прямой, на которой отмечены точки «Древний мир», «Средние века», «Новое время». Однако такой подход ставит историю Европы во главу угла. Как быть, например, с Китаем, в котором никакого Средневековья не было? Чтобы решить эту проблему, Шпенглер предлагает рассматривать истории развития разных независимых и самобытных культур. Он представляет эти культуры как живые организмы, которые рождаются, развиваются и умирают. Шпенглер показывает: европейская культура не является уникальной — она лишь одна из многих. Более того, у нее нет никакого интеллектуального превосходства перед другими культурами. Все культуры равны и при этом уникальны.
Душа культуры
В «Закате Европы» Шпенглер пишет о 8 «великих культурах»: египетской, вавилонской, античной, арабской, индийской, китайской, западноевропейской и мексиканской. Есть еще русско-сибирская, но она только зарождается. Каждая культура, по мнению Шпенглера, имеет свою душу.
У античной культуры аполлоническая душа. Аполлон — покровитель искусств, красоты и гармонии, поэтому для античной культуры характерны порядок, умеренность и пропорциональность. При этом она сосредоточена на телесном и конечном: в Античности представления о бесконечности еще попросту нет.
У античной культуры аполлоническая душа. Аполлон — покровитель искусств, красоты и гармонии, поэтому для античной культуры характерны порядок, умеренность и пропорциональность. При этом она сосредоточена на телесном и конечном: в Античности представления о бесконечности еще попросту нет.
Противоположность античной культуры — арабская. Ее магическая душа сосредоточена на внутреннем мире, и Шпенглер придумывает для нее символ пещеры. Пещера — это замкнутое пространство, выход из которого ведет в мистический мир, мир чуда, к которому у человека арабской культуры есть прямой доступ. При этом «арабское» у Шпенглера включает в себя много всего: и раннее христианство, и культы Ближнего и Среднего Востока, и мистические практики арабских племен.
В основе души любой культуры лежит ландшафт. Культура рождается в особой географической местности, от которой зависит содержание этой культуры. Ландшафт влияет и на мироощущение каждого отдельного человека. Горец будет сильно отличаться от жителя равнины, а бедуин — от человека, выросшего на морском побережье.
В основе души любой культуры лежит ландшафт. Культура рождается в особой географической местности, от которой зависит содержание этой культуры. Ландшафт влияет и на мироощущение каждого отдельного человека. Горец будет сильно отличаться от жителя равнины, а бедуин — от человека, выросшего на морском побережье.
Смерть культуры
Сравнивая разные культуры, Шпенглер замечает, что все они существуют около 1000 лет и за этот период проходят через одну и ту же последовательность стадий развития — от рождения к умиранию.
До Шпенглера слова «культура» и «цивилизация» в большинстве случаев использовались как синонимы. Он же противопоставляет эти понятия как живое и неживое, называя цивилизацию стадией упадка любой культуры. Пока культура жива, она создает разнообразные идеи и произведения искусства. Вспомните высокую Античность: великие философы, расцвет греческой трагедии и скульптуры. Культура выше практических результатов, она существует сама по себе. Она возделывает и обогащает душу человека.
До Шпенглера слова «культура» и «цивилизация» в большинстве случаев использовались как синонимы. Он же противопоставляет эти понятия как живое и неживое, называя цивилизацию стадией упадка любой культуры. Пока культура жива, она создает разнообразные идеи и произведения искусства. Вспомните высокую Античность: великие философы, расцвет греческой трагедии и скульптуры. Культура выше практических результатов, она существует сама по себе. Она возделывает и обогащает душу человека.
Но на определенном этапе начинается кризис. Культура исчерпывает свои внутренние творческие возможности, костенеет и мертвеет, и на ее обломках складывается цивилизация. На смену высокой Античности приходит Древний Рим с хлебом и зрелищами. Цивилизация ориентируется на практический результат и комфорт, и культура утрачивает свою душу. Человек отрывается от ландшафта, а люди становятся массой. Да, цивилизация обслуживает человека, с помощью развития техники делая его жизнь сытой и удобной, но именно она означает конец культуры.
Шпенглер констатирует: западная культура клонится к закату. Европейский рационализм привел к деградации духовных ценностей. Техника победила душу, а значит, конец близок. И это естественный процесс, который происходит с каждой культурой.
Шпенглер констатирует: западная культура клонится к закату. Европейский рационализм привел к деградации духовных ценностей. Техника победила душу, а значит, конец близок. И это естественный процесс, который происходит с каждой культурой.
На носу экзамен по философии, а ты даже не знаешь, как зовут препода? Выход есть! Получи готовый ответ на экзамен в саммари «Как понимать философию». С промокодом BLOG30 все саммари будут бесплатными целый месяц.