Но как фильмы «Брат» и «Брат 2» стали культовыми? И почему сегодня нам пора забыть о философии Данилы Багрова?
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
«We are Russians»
Картины «Брат» и «Брат 2» не были самыми важными в фильмографии Алексея Балабанова. За первый фильм он взялся, чтобы заработать на съемки эстетского и вычурного кино о дореволюционной России «Про уродов и людей». Но Данила Багров стал неожиданно популярен, и Балабанов снял продолжение его истории.
В главном герое зрители видели метафору России: в первой части он был потерянным и ищущим «своих» в постсоветских реалиях, а во второй превратился в народного мстителя, который в силах победить даже американцев.
Но фильмы, которые называют исследованием русской души, для режиссера были не более чем жанровым экспериментом. Не зря многие сравнивают их с кинокомиксами: резкий монтаж, кадры, похожие на фреймы (отдельные рисунки в комиксах), и непобедимый супергерой. Ориентируясь на популярные американские боевики 90-х, хлынувшие в Россию после распада СССР, Балабанов снял свою версию в российских реалиях, а в продолжении и вовсе отправил героя на родину жанра.
«Музыка-то ваша американская — говно»
«Брат» не только стал одним из первых фильмов новой России, получивших народную любовь, но и всполошил ряды кинокритиков. Это было провокационное и дерзкое кино, такого до Балабанова никто не снимал.
Режиссер сохранил мрачную обреченность перестроечного кино, соединив её с тропами голливудских блокбастеров.
При этом он, очевидно, ориентировался на западных независимых режиссеров 90-х, которые находились на пике славы. «Брат 2» и вовсе превращается в галерею отсылок к американскому кино: от Тарантино до классических гангстерских фильмов.
Балабанов также становится первым российским режиссером, который создает саундтрек по голливудским принципам, когда музыка из фильма является самостоятельным произведением.
«Не брат ты мне»
Криминальная тема была не редкостью в кино 90-х, но именно Балабанов заложил фундамент для фильмов о нелегкой жизни киллеров и преступников. Без Данилы Багрова нельзя представить и другого народного героя — Сашу Белого. А позже сам Балабанов снял фильм «Жмурки», в котором довел криминальную тему до абсурда, высмеивая романтизацию бандитов.
Но до сих пор главного героя дилогии Данилу Багрова многие воспринимают не как убийцу с ПТСР и сомнительными этическими принципами, а как Робин Гуда и национального героя. Конечно, зрители XX века, жившие в разрухе, страхе и ностальгии по спокойному времени, воспринимали Багрова как защитника униженных и оскорблённых.
Но если смотреть фильм в XXI веке, то становится очевидно, насколько Данила травмированный и инфантильный. У него нет никакой рефлексии, он только повторяет заученные истины: есть свои, а есть чужие. Чужие (даже «хорошие») должны умереть, своих (даже «плохих») надо спасать. Кто чужой в его картине мира? Все, кто нам не «братья»: евреи, американцы и вообще все, кто не похож на представителей «титульной» славянской нации.
«Это Родина моя! Всех люблю на свете я!»
Взгляды Багрова на справедливость продиктованы эпохой. В ситуации, когда потеряны все ориентиры, он живет по законам войны, которая его сформировала. Он защищает старшего брата даже тогда, когда тот его предает, вступается за боевого товарища, потому что руководствуется чувством справедливости. Для него даже самый гнусный и пропащий «свой» достоин того, чтобы ему помочь. А если человек «чужой», то можно забыть о справедливости.
В США следовать таким принципам становится сложнее: оказывается, что иногда американец ближе, чем украинец. Но в итоге кавказцев из первого фильма, крышующих рынок и обижающих кондуктора, заменяют афроамериканцы: подсмотренные в американских фильмах пародийные жители гетто расплачиваются за эксплуатацию русской секс-работницы Даши. Интересно, что позже Данила лихо расстреливает темнокожих бандитов, но, видимо, щадит белого американца, который смотрит русское снафф-видео.
«Таких придурков даже бабы не ждут»
Женщин Багров воспринимает еще примитивнее, чем мужчин. Они всегда объекты: с ними можно спать, их нужно спасать (даже тогда, когда они не просят). Решения и желания женщин он не воспринимает всерьез.
Он легко обесценивает творчество Ирины Салтыковой, потому что она исполняет песни, которые не слушают на войне. Иронично относится к увлечениям Кэт, которая любит иностранную музыку. Лиза Джеффри и вовсе играет роль трофея: наш герой по всем законам колониального кино должен получить любовь экзотической девушки, но выберет он, конечно, русскую. Единственным сильным и ярким женским персонажем оказывается секс-работница Даша.
«В чём сила?»
Успех дилогии основан не только на том, что Балабанов снял фильм в нужное время, когда Россия искала нового героя, который отомстит за все беды и защитит от всего мира. Важен также контраст между героем и актером: интеллигентный Сергей Бодров с искусствоведческим образованием облагородил убийцу Данилу Багрова. Его застенчивая улыбка сразу же превратила недалекого и грубоватого маргинала в романтического и непонятого героя, который сбегает из суровой реальности с помощью песен Nautilus Pompilius.
Даниле с лицом Бодрова мы верим и, кажется, теряем способность критически оценивать его взгляды.
«Русская идея, Достоевский, держава…»
Фильмы о Даниле Багрове — важнейший феномен российского кино. Они запечатлели целую эпоху и отразили её страдания и надежды. Но, кажется, пытаясь создать зеркало страны, Балабанов сформировал новую идеологию. Конечно, нельзя запретить фильмы об убийцах. Но, романтизируя образ злодея, необходимо помнить о точке отстранения, которой в «Брате» не хватает.
Так получилось, что даже сейчас зал рукоплещет на повторных показах не режиссёрским приёмам, а ксенофобным высказываниям. Уже не первое поколение, очарованное улыбкой всесильного простого парня Данилы, по инерции повторяет за ним слова ненависти ко всему миру. Его история — это концентрация идей и настроений страшного периода в истории страны. Но прошло уже 20 лет, мир изменился. А футболки с цитатой «В чем сила, брат?» все еще продаются в каждой сувенирной лавке.