Автор: Дарья Шеховцова, искусствовед (Санкт-Петербургская Академия художеств им. И. Репина, МГУ)
В 2019 году произошел пожар в соборе Парижской Богоматери. Он длился более 9 часов, а причина осталась так и невыясненной. Была разрушена крыша, деревянный шпиль провалился, огонь добрался до колокольни. Как прошла реставрация, что изменилось с тех пор?
Время чтения: 4 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
История реставраций собора
Это не первая реставрация Нотр-Дама. В XIX веке собор так обветшал, что его хотели снести.
Но его спас роман Гюго «Собор Парижской Богоматери», вышедший в 1831 году. Он в некотором смысле заставил французов переосмыслить историю.
В середине XIX века началась реставрация под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Именно он создал тот облик собора, который мы знаем.
Что изменилось с 2019 года?
Интерьер приобрел бежевый оттенок. Таким собор был в первые десятилетия после постройки, но от вековой пыли и копоти от свечей стены потемнели.
Витражи тоже стали гораздо светлее и ярче. Из-за этого в собор попадает больше солнечного света — и он кажется еще больше и величественнее.
У собора появился новый флюгер. Внутри него — капсулы с именами людей, причастных к реставрации.
Шпиль восстановили в точности с изначальным проектом Виолле-ле-Дюка. Хотя в рамках конкурса на проект реконструкции архитекторы предлагали самые безумные идеи.
Реставраторы очистили и полностью пересобрали орган.
Установлено новое богослужебное убранство. Например, бронзовый баптистерий с золотым крестом — его создал французский дизайнер Гийом Барде. Баптистерий — пристройка к собору, предназначенная для крещения.
Гийом Барде также спроектировал бронзовый алтарь. Обрати внимание на его лаконичную и цельную форму: именно в обновленном интерьере собора она выглядит особенно органично.
Еще одна работа Барде — амвон, специальное сооружение для чтения Священных текстов. Стулья для священнослужителей также создал Барде. Их форма и аскетичность перекликаются не только с остальным убранством, но и с идеей чистоты веры.
Стулья для прихожан разработала Ионна Вотрен. Они выполнены из массива дуба, растущего в лесах Франции.
Архитектор и дизайнер Сильвен Дюбюиссон разработал золотой реликварий для Тернового венца Спасителя — главной реликвии собора.
Часть гаргулий, декорирующих фасад, были утеряны в пожаре. Реставраторы воссоздали их по рисункам Виолле-ле-Дюка. Вышло не с первого раза — зато теперь гаргульи вновь заняли свое место.
По средневековым чертежам удалось восстановить деревянные элементы конструкции — «леса», которые поддерживают аркбутан, небольшую внешнюю полуарку.
Хотя многие говорят, что собор изменили до неузнаваемости, на самом деле реставрация была очень аккуратной. Сам Виолле-ле-Дюк, который в XIX веке пересоздал Нотр-Дам, не считал, что здания обязательно нужно восстанавливать в первоначальном виде. До него у собора не было ни шпиля, ни химер на крыше. Так что он, возможно, оценил бы проект бассейна в соборе и другие безумные идеи архитекторов.