До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Эстетика прерафаэлитов: прекрасные дамы и рыцари

Прерафаэлиты — объединение художников-романтиков XIX века, создавших уникальный стиль живописи. Они вдохновлялись мистической красотой, рыцарями и религиозными мотивами. Что из себя представляли их работы? Рассказываем и показываем в статье.
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Братство прерафаэлитов

Прерафаэлиты — это не просто группа художников, а движение, которое возникло в Великобритании в 1848 году на выставке Королевской Академии, где познакомились трое студентов-художников. Молодые энтузиасты, уставшие от догм классической живописи решили основать «Братство прерафаэлитов» (Pre-Raphaelite Brotherhood), состоявшего первоначально из семи «братьев»: Джона Эверетта Милле, Холмана Ханта, Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера, Фредерика Стивенса и Джеймса Коллинсона.
Главной задачей прерафаэлитов было порвать с академической традицией и слепым подражанием классике. В некоторой степени они напоминали русских передвижников, которых не удовлетворяли консервативные взгляды и подходы к творчеству, действовавшие в Императорской Академии художеств.
Термин «прерафаэлиты» буквально означает «до Рафаэля», а это эпоха Раннего Возрождения. Представителями эпохи «до Рафаэля» (XV-XVI вв.) в живописи были Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Название «прерафаэлиты» обозначало духовное родство с флорентийскими художниками эпохи Раннего Возрождения. Именно к этому и стремилось братство.

Взгляды на женскую красоту

Прерафаэлиты идеализировали женскую красоту, часто придавая своим моделям образ ангельских или мифических существ. Они стремились к передаче духовной и чистой красоты. Примером таких работ является знаменитая картина «Офелия» Милле, где художник воссоздал образ Шекспировской героини, возлюбленной принца Гамлета. После того как Офелия узнала, что он убил ее отца Полония, она помешалась рассудком и утопилась в реке.

Как говорят могильщики в пьесе:
«Кончина ее темна, и, не вмешайся власть, лежать бы ей в неосвященном месте до гласа трубного» (пер. Б. Пастернак).
Интерес представляет ее поза — раскрытые руки и взгляд, устремлённый в небо, — что вызывает ассоциации с распятием Христа. Окруженная цветущими венками и ряской, Офелия медленно погружается в воду. На губах застыл предсмертный вздох, а в глазах нет ни паники, ни отчаяния. Время будто замерло.
Офелия (1852), Дж. Э. Милле
Помимо женской красоты, прерафаэлитов вдохновляли библейские мотивы. Например, на картине «Мария Магдалина» Д. Г. Россетти изобразил библейского персонажа в трагическом моменте раскаяния. Художник наделил Марию Магдалину одухотворенным и смиренным взглядом, устремленным за пределы картины. В руке она держит чашу, из которой, по преданию, она омывает ноги Иисусу миром, после чего вытирает их своими роскошными волосами.
Для прерафаэлитов женская красота была не только предметом внешнего восхищения, но и символом духовного идеала, возвышенности, художественной одой женскому «я».
Мария Магдалина (1877), Д. Г. Россетти

Рыцарская эстетика и религиозность

Другой стороной творчества прерафаэлитов были религиозные мотивы и рыцарская эстетика. На своих картинах они часто изображали рыцарей, совершающих благородные подвиги, а также библейские сюжеты, раскрывавшие тему жертвенности, раскаяния и смирения.
Например, Уильям Холман Хант написал знаменитую картину «Светоч мира», на которой изображен Иисус Христос — он, постучав, в ожидании ответа стоит у закрытой двери, его взор опущен. Свет от лампады играет на лице Спасителя и его одеянии, пока остальная сцена погружена во мрак. Его лицо обращено к зрителю, а луна создает нимб вокруг головы.

Картина иллюстрирует фрагмент из Библии:
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:20).
Светоч мира (1854), У. Х. Хант
Другой работой, в которой нашла отражение рыцарская тематика, является картина «Волшебница Шалот» Джона Уильяма Уотерхауса. Художник вдохновлялся одноименной поэмой английского поэта Альфреда Тэннисона. В ней рассказывается история девушки по имени Элейн, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Она не может покинуть башню, а окружающий мир видит лишь сквозь большое зеркало в ее комнате. Однажды в нем она замечает сэра Ланселота, направляющегося в Камелот. Зачарованная Элейн покидает комнату, чтобы взглянуть на рыцаря, и в эту же минуту исполняется проклятье, гобелен распутывается, а зеркало трескается. Элейн понимает, какой необдуманный поступок совершила, и бежит из башни, но не успевает доплыть до Камелота на лодке и обрести свое счастье.
Волшебница Шалот (1888), Дж. У. Уотерхаус

Влияние на искусство

Прерафаэлиты оставили значимый след в искусстве и вдохновили деятелей других художественных направлений, например, символистов и модернистов. В мире действует несколько организаций, которые относят себя к последователям прерафаэлизма, в том числе в США и в России.
О братстве прерафаэлитов было снято множество художественных и документальных фильмов, например «Прерафаэлиты» (The Pre-Raphaelites. Victorian Revolutionaries, 2009) от студии BBC. К одному из продолжателей традиций прерафаэлитов стоит отнести Эдуарда Берн-Джонса. В Оксфордском университете он познакомился с Уильямом Моррисом — будущим основателем движения «Искусства и ремесла». Вдохновившись идеями семи братьев, они создали новые художественные направления.
Любовь среди руин (1873), Э. Берн-Джонс
ИСКУССТВО