«Купание красного коня» принесло художнику Кузьме Петрову-Водкину мировую известность. Эта картина не так проста, как может показаться на первый взгляд. В чем же заключается скрытый смысл этого полотна? Разбираемся в статье.
Время чтения: 4 минуты.
Три варианта картины
Петров-Водкин начал писать «Купание красного коня» в 1912 году, когда жил на юге России в городе Хвалынск Саратовской губернии. Всего у картины было три версии: от первой и второй сохранились изображения мальчика и коня, которого поддерживала еще одна фигура. На третьей, окончательной версии, такой фигуры нет. Работу над последним вариантом полотна он начал осенью того же года в Петербурге.
Исследователи творчества Петрова-Водкина утверждают, что художник задумал картину после того, как его ученик Сергей Калмыков нарисовал красных лошадей. Прообразом скакуна, изображенного на полотне, стал реально существовавший конь по кличке «Мальчик». А сам Калмыков выступил моделью для главного героя картины.
Мальчик на коне
Картина изображает сцену купания лошадей и мальчиков. На переднем плане мы видим полностью обнаженного русого юношу, чей уверенный взгляд направлен немного в сторону, верхом на большом красном коне, который даже не помещается в размер полотна. Сзади — еще двое мальчиков, купающихся в воде с лошадьми. Один ведет белого коня под уздцы, второй — также едет верхом на своем красном жеребце. Мы также можем заметить берег и расположенный на нем зеленый лес.
Жажда к переменам
Изначально Петров-Водкин задумывал «Купание красного коня» в бытовом жанре, однако в процессе создания он стал придавать своим образам больше символизма. Красный цвет, который превалирует в полотне, олицетворяет волю и стремление предреволюционное России к переменам. А конь — это сама Россия, которую юный наездник не в силах удержать в желании что-то изменить. Кузьму Петрова-Водкина часто называют провидцем, чья картина смогла предсказать революцию в России и приход к власти «красных».