Композиция в художественном произведении обеспечивает единство содержания и формы. Интересно, как автор организует свой материал, распределяет акценты и строит взаимосвязи между различными частями текста. О влиянии кинематографа на композицию романов Булгакова расскажем в статье.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Монтажная техника
В средние века монтаж использовался в искусстве для увеличения информативности и символичности изображения. Фрески, миниатюры и иконы часто содержали множество сцен и образов, расположенных рядом друг с другом. Такое соседство сюжетов позволяло рассказать историю или передать определенное послание. С развитием кинематографа в XX веке монтаж приобрел новое значение. Благодаря ему в кино создавались динамичные сцены, состоящие из отдельных кадров и сцен, соединенных в одно целое.
Монтажный принцип распространился и на другие виды искусства, повлияв на их структуру и восприятие. В литературе монтажные приемы используются для создания нелинейного повествования, смены точек зрения и прочих приемов, которые обогащают текст. Булгаков также пользовался этим приемом и вполне осознанно.
«Мастер и Маргарита»
Композиция романа «Мастер и Маргарита» представляет собой сложное переплетение двух основных сюжетных линий: истории Мастера и Маргариты в Москве 30-х годов XX века и библейской истории Понтия Пилата.
Основная особенность композиции романа — это наличие двух сюжетных линий, которые на первый взгляд кажутся совершенно несвязанными. Однако по мере развития сюжета становится ясно, что эти две истории глубоко переплетены между собой и образуют единое целое. История Мастера и Маргариты противопоставляется истории Понтия Пилата, но в то же время они связаны между собой. Мастер и Пилат сталкиваются с похожими жизненными дилеммами, и оба они ищут ответы на вопросы о смысле жизни, о добре и зле.
Булгаков мастерски организует переходы между двумя сюжетами, создавая эффект монтажа. Эти переходы не только обеспечивают динамику повествования, но и позволяют читателю увидеть параллели и связи между различными событиями и персонажами. В конце романа миры Мастера и Пилата сливаются. Мастер и Маргарита получают покой, а Пилат освобождается от своих мук. Это соединение миров подчеркивает универсальность поднятых в романе вопросов и проблем.
«Белая гвардия»
Монтажная композиция в романе «Белая гвардия» позволяет Булгакову эффективно передать атмосферу событий Гражданской войны. Булгаков также создает два основных пространства в романе — Дом и Город. Дом Турбиных становится местом уюта и относительной безопасности, в то время как Город — это пространство хаоса, войны и неопределенности. Дом и Город постоянно взаимодействуют друг с другом.
Вторая и третья главы, а также «городские главы» являются кульминационными в смысловом отношении. В них показаны драматичные моменты в судьбах героев и общества в целом.
Роман характеризуется фрагментарностью композиции и быстрой сменой сцен, что соответствует принципам монтажа. Массовые и гротесковые сцены контрастируют с более серьезными и трагическими частями романа. На этом контрасте создается эффект взаимопроникновения комического и трагического, что соответствует стилю Булгакова, который любил сочетать в своих произведениях различные жанры. Несмотря на внешнюю неоднородность, все элементы романа объединены общей авторской идеей, а целостность и глубина произведения не нарушена.