Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Революции в искусстве: Поль Гоген

Всемирно известный сегодня французский художник Поль Гоген перенёс немало тяжелых жизненных испытаний. За его яркими экзотическими полотнами стоят неприятие художника современниками, болезни, разрыв с семьей и друзьями, отсутствие стабильной работы и низкие доходы от продажи картин. Разбираемся в том, как эти события повлияли на его творчество.
Время чтения: 7 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Начало пути

Творческий путь Поль Гоген начинает в то время, когда во Франции уже стали широко известен импрессионизм и его представители — Моне, Ренуар, Писсарро и другие. В 1870-х, работая биржевым брокером, он инвестирует в произведения художников этого нового живописного направления. Знакомство и дружба с Камилем Писсарро воодушевили Гогена на написание собственных работ. В своих ранних работах Гоген на манер импрессионистов накладывал мелкие, дробные мазки, пользовался тонкими оттенками красок, подражая Писсарро и Моне («Пейзаж с тополями» 1875, «Дома в Вожираре» 1880, «Пейзаж с лежащей женщиной» 1884).
Поль Гоген. «Пейзаж с тополями», 1875 год
В натюрмортах 1880-х годов заметно влияние Поля Сезанна («Натюрморт с мандолиной» 1885, «Яблоки в миске» 1888, «Натюрморт с яблоками, грушей и кувшином» 1889). Начиная с 1879 года Гоген участвует в нескольких выставках импрессионистов со своими картинами, пастелями и скульптурами. Следует отметить, что способности Гогена были выдающимися и в ваянии: мраморные портреты жены Метте и сына Эмиля (оба 1877 г.) выполнены поистине профессионально, в классической манере, с реалистичной передачей их индивидуальных черт.
Поль Гоген. «Яблоки в миске», 1888 год
Потеряв работу в 1882 году Поль Гоген полностью посвящает себя карьере художника. Помимо занятий живописью и скульптурой он увлекается прикладными практиками: лепкой из глины и воска, резьбой по дереву, созданием керамики. Керамические изделия Гогена незаслуженно обделены вниманием, несмотря на их уникальность и незаурядность. Сохранились лишь около 60 его работ, среди которых мы найдем причудливо декорированные вазы, кувшины, неординарные по форме сосуды, скульптуры идолов и портреты полинезийских женщин. Эксперименты со смешением жанров приводят его к написанию «Натюрморта с профилем Ш. Лаваля» (1886), изображающего лишь часть лица друга художника и не дошедший до нас керамический сосуд в центре композиции. Эту же ценную для художника вазу мы видим на картине «Женщина с волосами, убранными в пучок» (1886).
Поль Гоген. «Натюрморт с профилем Ш. Лаваля», 1886 год

Отказ от славы

В начале 1891 года к Гогену приходит успех: прибыльная продажа картин на парижском аукционе, внимание прессы и лестные отзывы публики привели к некоторой известности среди других французских художников. Стремясь обогатить европейскую художественную традицию, он покидает Францию несмотря на набирающую обороты славу, и отправляется в Полинезию. Как отмечает Дж. Ревалд, Гоген, живя во Франции, жаждал соприкоснуться с искусством неевропейских культур. Гоген осознавал, что искусство Европы, основанное на идеалах античности и Возрождения, не исчерпывает всех возможностей художественного потенциала человека. Полностью состоялся как художник он только тогда, когда покинул Европу. Гоген жертвует благополучием и перспективами прожить безбедную, но ординарную жизнь, ради поиска нового, незнакомого европейским традициям искусства. Он отправляется практически на другой край света — на Таити и Маркизские острова.
Начните зарабатывать на хобби, анализируя искусство, на нашем курсе «Искусствовед».

Новые формы и приёмы

Приехав на Таити, Гоген решительно отходит от принципов европейской живописи. Кроме смены окружающей действительности на его полотнах, перемена происходит и в колорите его работ – палитра становится ярче, контрастнее. Художник практически полностью отказывается от плавных переходов оттенков и стремится к чистым, плоским цветам и упрощенным формам. Эти особенности ярко выделяются в работах Гогена 1892 года: «Дом (Te Fare)», «Пейзаж на Таити», «Священная гора», «Всадник перед хижиной», «Момент истины» и др.
Поль Гоген. «Дом (Te Fare)», 1892 год
Картину «Сегодня мы не пойдем на рынок» художник пишет на манер египетской живописи, активно заимствуя его основные средства выразительности — ритмы и повторы. Фигуры таитянок на переднем плане изображены с расположенными в профиль ногами, торсы развернуты, позы и положения рук статичны. Одеяния их лишены теней и детальной проработки, но написаны чистыми, насыщенными красками. Таким же образом написаны идущие таитяне на заднем плане. В том же стиле художник пишет картину «Ее звали Вайрамути». Практически полное отсутствие теней, игра с перспективой и пространством несомненно являются влиянием японской гравюры, которой Гоген увлекался — как и многие его современники.
Поль Гоген. «Сегодня мы не пойдем на рынок», 1892 год
Хочется отметить восхищение туземной красотой, с которым Гоген изображает таитян в своих работах. Красота, отличная от европейского идеала, которую он искал в этих землях, была им несомненно найдена и запечатлена в многочисленных портретах таитян и жанровых картинах с их участием. Гоген не идеализирует, а сохраняет индивидуальные этнические черты туземных девушек. При написании работ «Женщина с цветком» (1891), «Две сестры» (1892), «Женщина с манго» (1892), «Предки Теха’аманы» (1893), «Две таитянки» (1899) он использует максимально богатую, насыщенную палитру оттенков. Не уступают женским портретам и изображения мужчин («Мужчина с топором», «Юноша с цветком за ухом», 1891). Вместе с тем, примечательно, что на некоторых полотнах Гоген изображает таитян в европейских одеждах, оттеняя тем самым их внешность, но не уподобляя их европейцам.
Поль Гоген. «Мужчина с топором», 1891 год
Значимым произведением в творчестве Гогена считается масштабная картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (139х374 см), написанная им перед неудачной попыткой самоубийства в 1897-1898 гг. Тремя фигурными группами художник не только иллюстрирует вопросы, заданные в названии работы, но и символически изображает начало жизни человека, зрелость и старость, приближающуюся к смерти (при прочтении справа налево). Сам Гоген считал эту работу лучшей из всех, что он когда-либо писал. Использованные им колористические приемы придают работе некоторое сходство с иконой – насыщенные оттенки желтого и синего выгодно контрастируют друг с другом, за счет чего возникает ощущение «золотого» свечения фигур.
Поль Гоген. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», 1897–1898 гг.
В последние годы жизни Гоген также увлекся фотографией и использовал ее как вспомогательное средство для работы над своими полотнами, как например, в картине «Юная девушка с веером» (1902). В то время, как здоровье и финансовое положение Гогена ухудшались в Полинезии, на родине стремительно росла его популярность. Ретроспективные выставки его работ состоялись в Париже уже после его смерти в 1903 и 1906 годах и произвели огромное впечатление на Анри Матисса и Пабло Пикассо.

Гоген сегодня

Основная часть произведений Поля Гогена, его лучшие и самые известные работы, хранятся в музеях Европы и Америки, а также в частных коллекциях. Из музеев нужно особо отметить такие знаковые, российские Эрмитаж и Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, лондонская Национальная галерея, парижский Музей Орсэ, американские Национальная галерея искусства и Метрополитен-музей. Наряду с западными музеями существуют два уникальных, особого рода, места — музей Поля Гогена на Таити и культурный центр Гогена на острове Хива-Оа. В отличие от классических музеев, в них выставлен большой ассортимент исторических объектов — документы, фотографии, эскизы и личные вещи художника.
Поль Гоген — один из самых дорогих художников: многие его работы проданы частным коллекционерам за миллионы долларов («Купальщицы» 1902 — $55 млн., «Мужчина с топором» 1891 — около $40 млн.). В ноябре 2022 картина «Материнство II» установила новый рекорд по стоимости для художника, уйдя с аукциона Christie’s за $105,7 млн. По неподтвержденной информации, на частных торгах 2015 года картина «Когда свадьба?» была продана за $300 млн.
Вклад в искусство, сделанный экстраординарным мастером, невозможно подвергнуть сомнению. Под влиянием Гогена в конце XIX в. также появляется творческая группа «Наби», состоящая из молодых художников, вдохновленных его искусством. В основу творческой концепции набидов (П. Серюзье, Ж.Э. Вюйар, П. Боннар и др.) лег поздний стиль Гогена, в особенности главенство цвета, яркий колорит, упрощенность и стилизация форм. Прекрасным оммажем таитянских полотнам Гогена стала картина его ученика П. Серюзье «Дочери Пелихтима» (1908).
Поль Серюзье. «Дочери Пелихтима», 1908 год
Эта статья написана Дарьей Стазаевой, студенткой нашего профессионального курса «Искусствовед».
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО