Разрушение Содома и Гоморры — один из самых знаменитых библейских сюжетов. Он стоит в одном ряду с такими страшными карами, как казни египетские или всемирный потоп. Во всех случаях Бог наказывал людей за грехи, и у жителей Содома и Гоморры их насчитывалось немало. Чего только не приписывают жителям этого города: жестокость, высокомерие и, конечно же, блуд. Но есть еще более глубокие причины, по которым Бог принял решение сжечь их. Сейчас расскажем, за что на самом деле он уничтожил эти города.
Время чтения: 8 минут.
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Ветхозаветная история Содома и Гоморры
«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» — сказано в 19 главе Библии. Но Бог не сразу принял такое суровое решение.
Авраам, первый человек из еврейского рода и основоположник иудаизма, христианства и ислама, изо всех сил пытался защитить людей. Он уповал на милость Господа и просил пощадить города, если в них найдется хотя бы 10 праведников. Бог согласился и отправил двух ангелов на поиски.
В Содоме жил Лот, родственник Авраама. Он со всем гостеприимством встретил ангелов, которые отправились на поиски тех, кто мог спасти город. К сожалению, остальные жители города оказались не такими дружелюбными. Когда содомляне узнали, что у Лота гости, они явились к его дому и потребовали позволить им «познать» гостей. Требование может показаться странным, но следующие стихи Библии все проясняют. В них Лот говорил, что две его дочки еще «не познали мужа», и просил, чтобы содомляне забрали дочерей, но ни в коем случае не причиняли вреда гостям. Получается, что под «познанием» в Библии подразумевают сексуальную связь. Настойчивым жителям города его предложение не понравилось, и они выломали дверь в дом Лота. Но ангелы защитили его и велели вывести из города всю семью. Тогда они и приняли окончательное решение об уничтожении Содома и Гоморры.
Но не вся семья Лота смогла спастись. Бог запретил семье оборачиваться назад во время бегства, однако жена Лота не удержалась. Из-за этого она превратилась в соляную статую. Ты наверняка видел это событие на знаменитой фреске Рафаэля. А дочери Лота настолько испугались, что подумали, будто вместе с Содомом и Гоморрой было уничтожено все человечество. Поэтому решили напоить своего отца вином и зачать от него продолжение человеческого рода. Этот сюжет тоже нашел отражение в искусстве, например, в картине Яна Брейгеля «Лот с дочерьми на фоне Содома и Гоморры».
Авраам, первый человек из еврейского рода и основоположник иудаизма, христианства и ислама, изо всех сил пытался защитить людей. Он уповал на милость Господа и просил пощадить города, если в них найдется хотя бы 10 праведников. Бог согласился и отправил двух ангелов на поиски.
В Содоме жил Лот, родственник Авраама. Он со всем гостеприимством встретил ангелов, которые отправились на поиски тех, кто мог спасти город. К сожалению, остальные жители города оказались не такими дружелюбными. Когда содомляне узнали, что у Лота гости, они явились к его дому и потребовали позволить им «познать» гостей. Требование может показаться странным, но следующие стихи Библии все проясняют. В них Лот говорил, что две его дочки еще «не познали мужа», и просил, чтобы содомляне забрали дочерей, но ни в коем случае не причиняли вреда гостям. Получается, что под «познанием» в Библии подразумевают сексуальную связь. Настойчивым жителям города его предложение не понравилось, и они выломали дверь в дом Лота. Но ангелы защитили его и велели вывести из города всю семью. Тогда они и приняли окончательное решение об уничтожении Содома и Гоморры.
Но не вся семья Лота смогла спастись. Бог запретил семье оборачиваться назад во время бегства, однако жена Лота не удержалась. Из-за этого она превратилась в соляную статую. Ты наверняка видел это событие на знаменитой фреске Рафаэля. А дочери Лота настолько испугались, что подумали, будто вместе с Содомом и Гоморрой было уничтожено все человечество. Поэтому решили напоить своего отца вином и зачать от него продолжение человеческого рода. Этот сюжет тоже нашел отражение в искусстве, например, в картине Яна Брейгеля «Лот с дочерьми на фоне Содома и Гоморры».
Но почему город подвергся такому суровому наказанию? Содом и Гоморра были процветающими и богатыми городами. Однако абсолютно все его жители погрязли в грехах. Их называют «злыми» еще в 13 главе. Конечно, Бог был недоволен этим, поэтому и решил их наказать. Но почему жители города забыли о божественных заповедях? Возможно, все дело в их достатке. Они могли попросту утратить необходимость почитать Бога. Ведь у них и так было все, что они могли пожелать.
Толкования истории в авраамических религиях
Удивительно, как среди стольких грешников Лот и его семья сумели остаться безгрешными. Впрочем, не во всех авраамических религиях их считают праведниками.
Так, в иудейских толкованиях сюжета говорится, что Лот и его семья тоже были грешны. В комментариях к Торе от Йосефа Цви Герца сказано, что Лот спасся не благодаря своей праведности, а потому, что Авраам просил за него. Получается, что в городе не нашлось вообще ни одного безгрешного человека. А значит, и причин не сжигать город у Бога не осталось. Все потому, что в иудаизме человек изначально создан несовершенным. И Лот не исключение. Но его стремление к прощению, почтение к ангелам, гостеприимство и просьба Авраама помогли Лоту и его дочерям спастись.
Иудеи осуждают жестокость и отсутствие гостеприимства жителей Содома. Однако не все согласны с тем, что города уничтожили в том числе из-за сексуальных отклонений. Может показаться, что история с попыткой надругательства над ангелами очевидна. Но в энциклопедии иудаизма авторы статьи о Содоме писали, что города были уничтожены за «нечестие». При этом нет уточнения, что речь идет о мужеложестве. А еще там сказано, что в городе была запрещена благотворительность. В Содоме за помощь бедным сжигали заживо.
Христиане тоже осуждают отношение жителей города к гостям, но больший акцент делают на грехе мужеложества. Об этом сказано даже в основах социальной концепции Русской православной церкви. Мужеложество называется в ней «грех содомии». Получается, что грех, совершенный жителями Содома и Гоморры, не только привел людей к массовому истреблению, но и сделал название города нарицательным.
Иудеи осуждают жестокость и отсутствие гостеприимства жителей Содома. Однако не все согласны с тем, что города уничтожили в том числе из-за сексуальных отклонений. Может показаться, что история с попыткой надругательства над ангелами очевидна. Но в энциклопедии иудаизма авторы статьи о Содоме писали, что города были уничтожены за «нечестие». При этом нет уточнения, что речь идет о мужеложестве. А еще там сказано, что в городе была запрещена благотворительность. В Содоме за помощь бедным сжигали заживо.
Христиане тоже осуждают отношение жителей города к гостям, но больший акцент делают на грехе мужеложества. Об этом сказано даже в основах социальной концепции Русской православной церкви. Мужеложество называется в ней «грех содомии». Получается, что грех, совершенный жителями Содома и Гоморры, не только привел людей к массовому истреблению, но и сделал название города нарицательным.
Важно и то, что жители города намеревались навредить гостям. Жестокость по отношению к странникам порицалась не только в христианстве. В Древней Греции неправильное отношение к путешественникам могло прогневить Гестию, богиню гостеприимства и домашнего очага. А в Древней Индии даже был принцип «гость — это бог». Эту идею хорошо иллюстрирует индуистский миф, в котором маленькая рыбка, попавшая в дом мудреца во время потопа, оказалась богом Вишну. Получается, что оберегать гостей — важное условие жизни в обществе. Все потому, что в древних культурах помощь путнику могла равняться спасению его жизни, ведь путешествовать было очень опасно. И христианская культура не исключение, поэтому в библейском сюжете подчеркивается важность гостеприимства.
Ислам тоже использует сюжет о Содоме и Гоморре как доказательство греховности мужеложества. Лут, согласно Корану, был пророком, который пытался вразумить жителей Содома. Он призывал их отказаться от распутства и вернуться к Богу. Однако они не послушались, за что и поплатились.
Сюжет очень похож на христианский. Но здесь Лут — не просто праведник, а настоящий пророк, который пытался спасти город. Это может быть связано с тем, что в исламе пророки — милость Аллаха. Он отправлял их к людям, чтобы они уводили их от многобожия и идолопоклонства. А значит, миссия у них отличается от христианской и иудейской. Например, Ибрахим тоже был не просто родоначальником богоизбранного народа, но и тем, кто объяснял вред многобожия.
Так или иначе, все авраамические религии строго осуждают жителей Содома и Гоморры, а некоторые толкования говорят о греховности и самого Лота.
Ислам тоже использует сюжет о Содоме и Гоморре как доказательство греховности мужеложества. Лут, согласно Корану, был пророком, который пытался вразумить жителей Содома. Он призывал их отказаться от распутства и вернуться к Богу. Однако они не послушались, за что и поплатились.
Сюжет очень похож на христианский. Но здесь Лут — не просто праведник, а настоящий пророк, который пытался спасти город. Это может быть связано с тем, что в исламе пророки — милость Аллаха. Он отправлял их к людям, чтобы они уводили их от многобожия и идолопоклонства. А значит, миссия у них отличается от христианской и иудейской. Например, Ибрахим тоже был не просто родоначальником богоизбранного народа, но и тем, кто объяснял вред многобожия.
Так или иначе, все авраамические религии строго осуждают жителей Содома и Гоморры, а некоторые толкования говорят о греховности и самого Лота.
Современные толкования
Сюжет о Содоме и Гоморре до сих пор используют, чтобы подчеркнуть греховность гомосексуальных отношений. Но современные ученые ищут и другие трактовки.
Например, исследователи пытаются выяснить, насколько исторически достоверны описанные в Библии события. Точное местоположение Содома остается неизвестным, однако у ученых есть несколько догадок.
Так, в книге National Geographic «Библейский мир: иллюстрированный атлас» говорится, что города могли быть разрушены из-за землетрясения. Оно, по мнению авторов книги, привело к выбросу кипящей смолы. Однако археологические исследования в районе Мертвого моря, где и было предполагаемое местоположение Содома, не подтверждают эту теорию.
А в 2000 году участники британской археологической экспедиции заявили, что нашли остатки разрушенного города на дне Мертвого моря. Однако их координаты противоречат библейскому рассказу.
Наконец, в 2008 году британские исследователи Алан Бонд и Марк Хемпселл выдвинули теорию, что города уничтожил астероид. Однако и эта версия вызывает сомнения у современного научного сообщества. Да, недалеко от Мертвого моря действительно находят скелеты и другие доказательства жизни там людей. Но никто не может уверенно заявить, что на этих местах располагался именно Содом, а не какой-то другой город.
Так что выяснить, где находились древние города и что с ними произошло, у ученых не получается. И в этом нет ничего удивительного, ведь Библия описывает события, которые произошли (или не происходили) за много веков до нашей эры. А еще нужно помнить, что Ветхий Завет — это в первую очередь религиозный, а не исторический текст. А значит, многое из того, что описывает эта книга, имеет мифологический характер. Цель такого текста — дать объяснение религиозной заповеди, а не предоставить объективную историческую сводку. Но это только один из множества исследовательских взглядов по данной проблеме. В частности, об этом писали немецкий библеист Юлиус Велльгаузен и британский религиовед Карен Армстронг.
Так, в книге National Geographic «Библейский мир: иллюстрированный атлас» говорится, что города могли быть разрушены из-за землетрясения. Оно, по мнению авторов книги, привело к выбросу кипящей смолы. Однако археологические исследования в районе Мертвого моря, где и было предполагаемое местоположение Содома, не подтверждают эту теорию.
А в 2000 году участники британской археологической экспедиции заявили, что нашли остатки разрушенного города на дне Мертвого моря. Однако их координаты противоречат библейскому рассказу.
Наконец, в 2008 году британские исследователи Алан Бонд и Марк Хемпселл выдвинули теорию, что города уничтожил астероид. Однако и эта версия вызывает сомнения у современного научного сообщества. Да, недалеко от Мертвого моря действительно находят скелеты и другие доказательства жизни там людей. Но никто не может уверенно заявить, что на этих местах располагался именно Содом, а не какой-то другой город.
Так что выяснить, где находились древние города и что с ними произошло, у ученых не получается. И в этом нет ничего удивительного, ведь Библия описывает события, которые произошли (или не происходили) за много веков до нашей эры. А еще нужно помнить, что Ветхий Завет — это в первую очередь религиозный, а не исторический текст. А значит, многое из того, что описывает эта книга, имеет мифологический характер. Цель такого текста — дать объяснение религиозной заповеди, а не предоставить объективную историческую сводку. Но это только один из множества исследовательских взглядов по данной проблеме. В частности, об этом писали немецкий библеист Юлиус Велльгаузен и британский религиовед Карен Армстронг.
Литература:
- А. П. Лопухин «Толковая Библия» Лопухина. Омега-Л, 2022.
- У. Шлегель «Спутниковый библейский атлас». Славянское евангельское общество, 2013.
- А. Я. Гуревич «Словарь средневековой культуры». Российская политическая энциклопедия, 2003.
Автор: Ольга Тарасова, религиовед (УрФУ)