Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Великая муза Сальвадора Дали

За каждым великим художником стоят люди, вдохновлявшие его на творчество и поддерживавшие в трудные минуты. В случае Сальвадора Дали это — Гала, его муза и жена. Рассказываем, как они встретились и почему без неё творчество Дали могло остаться неузнанным.
Время чтения: 5 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

Кто такая Гала?

Гала родилась в Казани в 1894 году. Её настоящее имя — Елена Дьяконова, а прозвище Гала (с ударением на последний слог) она получила от французского поэта Поля Элюара. Они встретились в Швейцарии в 1912, когда приехали лечиться от туберкулёза в один санаторий в Клаваделе. Образованная и начитанная — она училась в одной гимназии с сёстрами Цветаевыми и была их подругой — Елена сразу влюбила в себя французского юношу: именно после этой встречи он начал писать романтические стихи. Они переписывались несколько лет и наконец поженились в 1917 году, несмотря на неодобрение со стороны родителей Поля.
Элюар познакомился с дадаистами, позже переквалифицировавшимися в сюрреалистов, в 1918 году. Особенно близко он общался с создателями журнала Littérature — по долгу службы. Гала тоже была вхожа в их круг. Она вдохновляла многих знакомых художников своей широтой взглядов и острым умом: Луи Арагона, Макса Эрнста, Андре Бретона и, конечно же, своего мужа. В том же году на свет появляется и Сесиль, их дочка. Она осталась единственным ребёнком Галы, которая почти сразу осознала, что семейный быт и дети её не прельщают.
В 1920-х годах Гала и Поль жили вместе с Максом Эрнстом — свободные отношения и любовные многоугольники были обычным делом, особенно среди богемы. Эрнст пишет портрет Галы, Элюар посвящает ей стихи и выпускает сборник, который иллюстрировал всё тот же Эрнст.

Знакомство с Дали

В 1929 году произошла судьбоносная встреча Галы с Сальвадором Дали. Дали приехал в Швейцарию из Парижа, после работы над фильмом «Андалузский пёс», который он снимал совместно с Луисом Бунюэлем. Во время этой поездки Дали знакомится с сюрреалистами, в числе которых был и Элюар. Позже Дали приглашает к себе в Кадакес на лето нескольких человек, среди которых были художник Рене Магритта с женой Жоржеттой и Поль Элюар с Далой.
Роман Дали и Галы вспыхнул быстро, она уходит от мужа к художнику. В том же 1929 Дали пишет портрет Элюара в качестве своеобразного изменения. Он говорил: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз». Элюары не разводились официально до 1932 года, но Гала переехала к Сальвадору.

Жизнь в Порт-Льигате

Отец Дали тоже был против союза с замужней женщиной на 10 лет старше художника. Но не это стало причиной его разрыва связей с сыном, а эпатажные выходки: на одной из своих ранних картин Сальвадор написал «Я плюю на портрет своей матери», что привело отца в бешенство. Он сократил финансирование сына и это вынудило пару поселиться в рыбацкой хижине в Порт-Льигате — это было единственное, что мог позволить себе Дали.
В этот период проявились все скрытые таланты Галы. Она стала не просто музой художника, вдохновившей его писать больше картин. Она буквально обивала пороги всех студий и галерей, выбивая для Дали новые возможности.
Она превратилась в полноценного менеджера-пиарщика художника. В 1932 году в Париже прошла его выставка, где он представил свою известнейшую картину, «Постоянство памяти» — на ней был изображён пейзаж Порт-Льигата с мягкими, расплывающимися как теплый камамбер, часами.

Новая жизнь и Америка

После этого пришёл новый виток славы, Дали стал коммерчески успешным художником. Гала всё равно оставалась его менеджером — Сальвадор даже говорил, что понятия не имеет, сколько стоят его картины, потому что эта часть работы была полностью отдана в руки его музы.
Гала постоянно появлялась в образах на картинах Дали: ей посвящены «Мадонна Порт-Лигата», «Галатея сфер», «Атомная Леда», «Галатея в момент творения», «Распятие, или Гиперкубическое тело» и многие другие работы разных периодов творчества художника. Ещё до официального отъезда в США Дали принимал участие в нескольких американских выставках, и Гала активно поддерживала его в этом начинании. Сохранилось несколько фото с подготовки к Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года, где у Дали был целый павильон «Сон Венеры». Гала на них включена в творческий процесс — она никогда не планировала быть неподвижной музой, которая просто красиво сидит на одном месте.
С началом 1940-х Дали и Гала окончательно переехали в Америку. Этому способствовала и надвигающаяся война, и разрыв художника с сюрреалистами, занявшими крайне левые политические позиции.

Поздние годы

После войны Дали и Гала вернулись в свой дом в Порт-Лигате, на побережье недалеко от Кадакеса. В течение следующих трех десятилетий они проводили там большую часть своего времени, проводя зимы в Париже и Нью-Йорке.
До конца жизни Гала заводила молодых любовников (а Дали — любовниц). В 1968 году Дали купил для неё замок Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа. При этом сам Дали мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. Они все реже виделись, а когда виделись, то ссорились и даже дрались. У него начал развиваться паркинсонизм, у нее — деменция. В последний год жизни она вовсе не покидала Пуболь.
Гала умерла 10 июня 1982 года в возрасте 87 лет. После её смерти Дали переехал из Фигереса в Пуболь, где она была погребена. Эта утрата далась ему тяжело: он впал в депрессию. Но Дали прожил ещё несколько лет — сначала в замке, а после в собственном театре-музее.
В своем завещании Гала указала, что замок нужно превратить в музей в память о ее муже. Это было сделано — сегодня он открыт для посещения и является одним из самых популярных туристических мест в Испании.
2023-04-24 13:38 ИСКУССТВО