Все знают, что Толстой написал такие великие книги, как «Война и мир» и «Анна Каренина». Но мало кто знает, что писатель стал не только свидетелем зарождения кинематографа, но и его активным участником. Как это вышло, рассказываем в статье.
Время чтения: 5 минут. Приложение для саморазвития. Скачать
Толстой и кино: первое знакомство
Первое знакомство Льва Толстого с кинематографом произошло в конце XIX века, когда кинематограф еще был на заре своего развития. Кино только начинало завоевывать популярность, но еще не стало массовым искусством. Для Толстого встреча с новой формой выражения была весьма значимым событием.
Согласно историческим источникам, Толстой впервые увидел кинематографический аппарат и фильмы в своем имении Ясная Поляна. Он с интересом наблюдал за этим новшеством, которое позволяло зафиксировать движение и время в визуальной форме. Реакция Толстого на кино была двойственной. С одной стороны, он был очарован и удивлен возможностями новой технологии, особенно ее способностью захватывать и передавать реальность. С другой стороны, он высказывал опасения относительно того, как это новое искусство может быть использовано и какие последствия это может иметь для культуры и общества.
Толстой видел в кинематографе мощный инструмент воздействия на сознание людей. Он задумывался о том, какую роли кино может сыграть в образовании и формировании общественного мнения.
Кто создал фильм с участием Толстого?
Это был Александр Осипович Дранков, родившийся в еврейской мещанской семье и ставший известным фотографом. Переехав в Санкт-Петербург, он быстро добился успеха, стал «Поставщиком Двора Его Императорского Величества» благодаря удачным снимкам Николая II и открыл несколько фотоателье вместе с братом.
В 1907 году Дранков решает заняться кинопромышленностью, открывая Ателье А. Дранкова, которое впоследствии преобразуется в Акционерное общество «А. Дранков и Ко». Он начинает снимать хроникальные фильмы и приступает к съёмкам художественных короткометражных лент. Одной из его попыток становится игровая картина «Борис Годунов», которая, хоть и не была закончена, демонстрировалась в кинотеатрах в 1907 году под названием «Сцены из боярской жизни».
Сенсационным успехом Дранкова в области документалистики становится первая киносъёмка Льва Николаевича Толстого в 1908 году. Это решение было обусловлено желанием запечатлеть великого писателя, чьё имя было широко известно не только в России, но и за её пределами. Дранков видел в Толстом не только выдающуюся личность, но и символ эпохи, чьё изображение на плёнке могло стать историческим свидетельством величия русской культуры.
О фильме
Эта задача привела синематографщиков в Ясную Поляну, где жил Лев Николаевич Толстой. Благодаря кинематографу Толстой стал первым в России по-настоящему медийным, узнаваемым частным лицом.
Переговоры о киносъемках велись с Софьей Андреевной Толстой, женой писателя. Лев Николаевич, с юмором отнесшись к идее, дал свое согласие. Софью Андреевну сняли с цветами, сыновей в саду, дочь Александру Львовну в коляске, запряженной лошадкой. В кадр попал и любимый пудель Толстых. А вечером Толстой был запечатлен на балконе второго этажа: сидящий в подушках, в белой рубашке, смотрящий прямо перед собой. Рядом была Софья Андреевна, склонившаяся над ним. Этот кадр стал первым в истории кино, запечатлевшим Толстого.
Событие было настолько невероятным, что даже столичная пресса сначала не поверила в его подлинность. Но вскоре появилось больше документальных кадров с Толстым: его семья на экипажах, выезжающая из Ясной Поляны. Эти кадры стали важной частью истории русского кинематографа, демонстрируя величие Толстого не только как писателя, но и как символа эпохи.