Журнал «Правого Полушария Интроверта»

История создания шедевра: «Портрет Адели Блох-Бауэр I»

Адель Блох-Бауэр — женщина, чья история тесно переплетена с жизнью и творчеством Густава Климта. Её портреты, созданные художником, стали одними из самых узнаваемых и дорогих произведений искусства в мире. Как популярная картина стала еще более популярной в 2006 году, рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Месть в виде картины

Адель Бауэр родилась в обеспеченной семье директора банка в Вене в 1881 году. В 19 лет девушке пришлось выйти замуж по расчету за Фердинанда Блоха, богатого сахарозаводчика и ценителя искусства. После брака Адель приняла его фамилию, став Блох-Бауэр.
Адель Блох-Бауэр была не просто покровительницей Климта, но и его музой и, возможно, любовницей. Она заказала у него два официальных портрета, и предполагается, что позировала для других его знаменитых работ, таких как «Юдифь и голова Олоферна» и «Поцелуй». Их отношения были полны страсти и вдохновения, что нашло отражение в произведениях Климта.
Существует легенда, что Фердинанд Блох-Бауэр заказал портрет своей жены у Климта, узнав об их романе, чтобы отомстить обоим. Он предложил Климту огромную сумму за работу, рассчитывая, что художник устанет от Адели в процессе создания портрета. Однако, несмотря на все слухи и домыслы, портреты Адели Блох-Бауэр остаются одними из самых значимых и красивых произведений искусства XX века.

О портрете

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», созданный Густавом Климтом, действительно является выдающимся произведением искусства, отражающим все характерные черты «Золотого периода» художника.
Климт использовал настоящее сусальное золото, что придавало картине особенный блеск и великолепие. Однако, несмотря на обилие драгоценного материала, портрет не кажется излишне вычурным. Золото служит своеобразным обрамлением для изображенной женщины, подчеркивает её красоту и элегантность. Лицо и руки Адели Блох-Бауэр на портрете выделены особым образом. Они как бы выхвачены светом из общей композиции. Также в портрете мы находим отсылки к египетскому и византийскому искусству. Разнообразие орнаментов и декоративных элементов мастерски вписано в пространство картины и облачение героини.

После Адели

После смерти Адели Блох-Бауэр в 1925 году её портреты и другие произведения Густава Климта, согласно её завещанию, должны были быть переданы в галерею Бельведер в Вене после смерти её мужа. Адель осознавала важность искусства Климта и хотела, чтобы её портреты находились в престижном и уважаемом музее.
Однако судьба произведений сложилась иначе. После аншлюса Австрии Фердинанд Блох-Бауэр бежал из страны, оставив свои владения. В этот период портреты Адели были конфискованы нацистами. Фердинанд умер в 1945 году, передав свое наследство племянникам.
В 1998 году Австрия приняла закон о реституции, позволяющий потерпевшим от нацистского режима и их наследникам требовать возвращения украденного имущества. Мария Альтман, племянница Фердинанда и Адели, начала судебную борьбу за возвращение картин в собственность семьи.
Процесс был долгим и трудным, но в итоге в 2006 году суд принял решение в пользу Марии Альтман. Портреты и другие произведения Климта были возвращены наследникам, а затем проданы частным коллекционерам и музеям. «Портрет Адели Блох-Бауэр I» был продан за 135 миллионов долларов и в настоящее время находится в Новой галерее в Нью-Йорке.
Таким образом, после долгих лет скитаний и судебных тяжб, произведения Климта были возвращены законным владельцам, а история Адели Блох-Бауэр и её портретов получила свое завершение.
2023-10-25 17:18 ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО