Так современники называли архитектора, чьими творениями сейчас мы привыкли восторгаться. Как вам такое? Заслужил ли Гауди таких изречений в свой адрес, на ваш взгляд?
Давайте разбираться, откуда взялись такие оценки.
Время чтения: 2 минуты Приложение для саморазвития. Скачать
В то время, когда Гауди активно строил, особенно в период после 1910 года, его популярность постепенно шла на спад. В Европе модерн к этому времени уже дошёл до пика и начал постепенно модифицироваться в тот стиль, который сейчас мы называем модернизмом. А это уход от декора, цвета, предпочтение строгой геометрии и минимализма. Словом, всё то, что является противоположностью стилю Гауди.
Также архитектура Гауди является примером каталонского модерна, который отличается любовью к цвету и обильным украшениям фасадов. В Испании существовала своеобразная архитектурная традиция, которая является синтезом европейских стилей (готики, например) и восточных, мавританских. Отсюда и многоцветие, и использование плитки, которые мы видим у этого мастера.
Творения Гауди для современников были во многом местным, можно даже сказать, местечковым явлением.
Ещё в его архитектуре сильно выражено личностное начало, хотя архитектуре как виду искусства это в принципе чуждо. Для него Саграда Фамилия — высшее выражение его собственной веры и величия его страны (именно Каталонии, не Испании). Поэтому он так фанатично подошел к строительству этого собора. В 1914 году он даже отказался от ведения каких-либо других проектов.
Но нужно помнить, что в это время Европу сотрясает Первая мировая война, которая привела к духовному кризису европейской культуры. И ревностная вера каталонского архитектора кажется современникам странной причудой, чуть ли не сумасшествием.
Со временем отношение к его наследию меняется. И известный архитектор Луис Салливан сказал о соборе: «Величайший пример творчества в архитектуре! Это дух, воплощенный в камне!»
Актуальными стали природные, криволинейные формы архитектуры Гауди, к которым обратились архитекторы во второй половине XX века, подустав от однотипности модернизма. И теперь, после переоценки его творчества, негативные слова в адрес архитектора кажутся немного странными.