До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое общество потребления?

В обществе потребления люди начинают покупать больше товаров и услуг, чем требуется. Причем предметы потребления становятся показателями статуса. Рассказываем, за что критикуют общество потребления, и в чем заключается капиталистическое понимание счастья.

Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Определение общества потребления

По мнению автора «Бойцовского клуба» Чака Паланика, «общество потребления — это привитая обществу мода на постоянные покупки». Так как мода скоротечна, нам необходимо потреблять все больше и больше товаров. Критиком общества капитализма был Жан Бодрийяр. Он ввел понятие общества потребления. Чаще всего обществом потребления называют тип социального устройства, при котором люди покупают больше товаров и услуг, чем им на самом деле нужно. Но что значит «на самом деле»? Например, есть вещь популярной фирмы, о которой все мечтают. Но действительно ли это нужно человеку или, возможно, желание навязано рекламой? Ответ на вопрос «Как определить, нужна ли вещь человеку на самом деле?» сложно найти. Именно поэтому к концепции общества потребления есть много вопросов.
Важной характеристикой общества потребления становится тот факт, что стоимость товаров уже определяется не только трудом или затратами на производство, но и ее символическим смыслом, статусом вещи. Вещь становится символом обеспеченности и статуса, а также средством самовыражения.

Критика Жана Бодрийяра

Жан Бодрийяр в работе «Общество потребления: его мифы и структуры» сравнивает потребление с современной магией. Мы как будто бы пытаемся создать иллюзию внешнего успеха. Магическими артефактами для современного человека являются предметы потребления. По мнению Бодрийяра, потребление уже не связано с сущностью предметов. Речь идет об отчужденных знаках предметов. Например, раньше носили шубу, потому что в ней было тепло, а сейчас шуба — это предмет статуса. В ней важно символическое значение.
Жан Бодрийяр говорит о симулякрах — новых формах вещей. Симулякры заменяют ценные вещи. Философ считает, что вещи стали подделывать друг друга. Например, раньше был изысканный китайский шелк, а теперь для того, чтобы получить статус, можно сэкономить и купить подделку. Не важна сущность предмета, нужно лишь сымитировать, что у тебя есть этот предмет. Жан Бодрийяр утверждает, что таким образом мы пытаемся показать счастье в его капиталистическом понимании. Общество потребления диктует нам, что для того, чтобы быть счастливым, нужно много потреблять.
Также философ говорит, что счастье невозможно в капиталистическом обществе как постоянная характеристика.

Плюсы и минусы общества потребления

По мнению Жана Бодрийяра, общество потребления не поощряет экономность и пассивность. Если человек экономный или не хочет зарабатывать — значит, он выпадает из рамок общества. И тогда его нужно мотивировать зарабатывать больше.
Философ считает, что истинная демократия возникает тогда, когда все равны перед знаками успеха. Он показывает, что символы успеха для человека важнее, чем абстрактный закон.
Жан Бодрийяр говорит, что в основе любой массовой культуры лежит устаревание ценностей. Это мода не на вещи, а на смыслы. Не смену индивидуальности приходит ритуализация бессмысленных знаков. Атрибутом мира потребления является китч — никчемный предмет, не имеющий сущности. Средства массовой информации отражают и закрепляют тоталитарный характер общества потребления.
С одной стороны, общество потребления обеспечивает экономическую стабильность, удовлетворяет базовые потребности. Также плюсом общества потребления является мотивация. Когда человек видит некоторые приметы успеха у другого, он тоже хочет обладать этими вещами. Значит, он получает еще одно образование, стремится зарабатывать больше. Критики говорят, что такое общество убивает ценность вещей, делает человека их заложником и поддерживает неравенство.
ФИЛОСОФИЯ